Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
20 августа 2018

ВС РФ позволяет расширительно толковать полномочия ФНС

ФНС РФ опубликовала информацию, в которой широко толкует полномочия, предоставленные налоговым органам в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Основания для этого почерпнуты из определения ВС РФ от 26.07.2018 № 307-КГ18-10196 по делу № А56-38230/2017. Судья ВС РФ поддержал позицию, согласно которой налоговые органы в рамках камеральной проверки могут направлять требования о представлении пояснений даже в том случае, если противоречия в налоговой декларации отсутствуют, в частности при обнаружении нестыковки между декларациями по НДС и декларацией по налогу на прибыль.

Суд 1-й инстанции, признав требование налогового органа недействительным, указал, что сомнения налогового органа в достоверности налоговой декларации основанием для истребования у налогоплательщика пояснений не являются. По обстоятельствам дела в самой налоговой декларации по НДС за 4-й квартал противоречия отсутствовали, но между показателями деклараций по НДС за 1–4-й кварталы (в сумме) и годовой декларацией по налогу на прибыль имелось расхождение, причиной которого могла быть ошибка в любом из кварталов года. Суд мотивировал свое решение природой камеральной проверки, которая, как указал КС РФ в определении от 23.04.2015 № 736-О, в качестве формы текущего документарного контроля направлена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

Апелляционный и кассационный суды, отменяя решение суда 1-й инстанции и оставляя требование налогового органа в силе, посчитали, что указание налоговым органом на возможную ошибку сделано в первую очередь в интересах самого налогоплательщика. Судья ВС РФ согласился с такой позицией, указав дополнительно, что требование имело целью устранение сомнений в возможных ошибках и противоречий в отчетности и не нарушало права и законные интересы общества.

Для справки. Ст. 88 НК РФ ранее предусматривала неограниченный объем полномочий налоговых органов по истребованию сведений в рамках камеральной налоговой проверки. С 01.01.2007 в нее введен п. 7, прямо запрещающий налоговым органам истребовать у налогоплательщиков документы и пояснения, за некоторыми исключениями. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если выявлены ошибки в проверяемой налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

По данной теме рекомендуем к ознакомлению статьи «Как проводится камеральная налоговая проверка?», «Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение» и другие материалы рубрики «Налоговые проверки».

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить