Нормативная база, регламентирующая проведение проверок
Мероприятия по контролю/надзору за соблюдением закона субъектами предпринимательства и способы защиты прав последних регламентированы законом «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.
Обратите внимание! Данный закон распространяет свое действие не на все сферы контроля. Его положения не применяются к таким видам контроля, как налоговый, валютный и т. п., к оперативно-розыскной деятельности и в других случаях, указанных в ст. 1 закона № 294.
Важно! В 2021 мораторий на проверки в связи с пандемией закончился. Перечень плановых проверок утвержден Генеральной прокуратурой РФ.
Генпрокуратура опубликовала сводный план проверок на 2021 год
Особенности в отношении отдельных видов контроля, в общем подпадающих под закон № 294, могут быть определены соответствующими отраслевыми законами.
Эти нормативные документы устанавливают:
- порядок действий должностных лиц надзорного органа в ходе проверочных мероприятий;
- правила оформления действий при проверках, в том числе когда проведение таковых невозможно;
- права, обязанности сторон и иные вопросы, связанные с указанными правоотношениями.
Еще больше информации о проверках вы найдете в материале КонсультантПлюс "Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок". Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Невозможность проведения проверки: основания, последствия
Важно! В случае невозможности проведения выездного (планового, внепланового) проверочного мероприятия, в том числе в связи с коронавирусом, контролирующим органом оформляется акт о невозможности проведения соответствующей проверки.
Так, в п. 7 ст. 12 закона № 294 зафиксированы случаи, когда наличие этого документа обязательно:
- отсутствие на месте проведения надзорного мероприятия предпринимателя или его представителя, уполномоченного должностного лица хозяйствующего субъекта;
- фактическое отсутствие деятельности хозяйствующего субъекта;
- иные действия (бездействие) руководителя хозяйствующего субъекта, его представителя, послужившие причиной непроведения проверочного мероприятия.
Составленный акт становится основанием для планирования дальнейших действий относительно проверяемого субъекта. В перечисленных случаях госорган имеет право:
- На повторное контрольное мероприятие. В течение 3 месяцев с даты составления акта может быть принято решение об осуществлении новой плановой или внеплановой выездной проверки, которую не нужно включать в ежегодный план, а также предварительно уведомлять о ней хозяйствующего субъекта.
- Возбуждение производства по делу об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Квалификация отсутствия лица, повлекшего невозможность проверки по ч. 1 ст. 19.4.1, приводит к отмене постановления административного органа и невозможности дальнейшего привлечения к ответственности за данное нарушение (см. постановление ВС РФ от 08.06.2015 № 49-АД15-3).
Форма акта о невозможности проведения соответствующей проверки
Специальных требований к форме акта о невозможности проведения проверки законодателем не установлено, поэтому она может быть разработана и утверждена органом госконтроля самостоятельно.
По общему правилу акт составляется на бланке госоргана в экземплярах по количеству заинтересованных в его составлении лиц.
Юридическая сила любого акта, в том числе акта о невозможности проведения проверки, обусловлена наличием следующих обязательных положений:
- название документа;
- дата и место составления акта, которые должны соответствовать дате и месту актируемого события;
- данные о проверяемом субъекте;
- основания проведения проверки;
- данные о должностных лицах, проводящих проверочное мероприятие;
- текст документа;
- подписи ответственных лиц.
Представляется необходимым, чтобы при составлении акта присутствовали свидетели или понятые, которые подтвердят содержание акта своими подписями.
Вопрос об ознакомлении проверяемого лица с актом о невозможности проведения проверки законом № 294 не урегулирован.
Посмотреть форму акта о невозможности проведения проверки можно здесь: Акт о невозможности проведения проверки - образец.
Воспрепятствование проведению проверки по КоАП РФ
Важно! В случае необоснованного воспрепятствования проведению проверки КоАП РФ предусматривает ответственность для виновных в этом лиц по ч. 2 ст. 19.4.1(в том числе для препятствовавших отдельным контрольным мероприятиям).
При этом важно иметь в виду, что для установления виновности действий проверяемого субъекта необходимо, чтобы:
- требования должностного лица госоргана были четко выражены, изложены ясно и основаны на законе;
- обязанности хозяйствующего субъекта по соблюдению требований должностного лица при проведении проверки были закреплены в законодательных актах (например, ст. 12, 25 закона № 294).
Состав правонарушения, указанного в ч. 2 данной статьи, является материальным. То есть ответственность наступает в том случае, если противоправные действия повлекли невозможность своевременного проведения или завершения проверки. Квалифицированный состав ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает усиленную санкцию за повторное нарушение. Размер штрафа таков:
- Для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб. При повторном нарушении — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.
- Юридических лиц — от 20 000 до 50 000 руб. При повторе — от 50 000 до 100 000 руб.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4.1 КоАП РФ, уполномочены рассматривать мировые судьи (чч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Еще больше информации о проведении плановых проверок вы найдете в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
***
Таким образом, акт о невозможности проведения проверки является обязательным документом, составляемым в определенных законодателем случаях. Обязательность его составления обусловлена необходимостью зафиксировать факт несостоявшейся проверки. На основании акта о невозможности проведения проверки соответствующий орган определяет дальнейшие действия в отношении проверяемого субъекта.