Статус СМП, бухучет, баланс и порядок его заполнения: правовое регулирование

Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства: варианты

Учетная политика СМП и ее содержание

Преимущества СМП при ведении бухучета

Бухгалтерская отчетность СМП

Статус СМП, бухучет, баланс и порядок его заполнения: правовое регулирование

Субъект малого предпринимательства (СМП) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), соответствующий критериям, предусмотренным ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209) и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265:

  • численность работников — не более 100 человек;
  • годовой доход — не более 800 млн руб. и т. д.

Более подробно об этом рассказывается в статье «Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства - критерии».

ФНС РФ, руководствуясь сданной отчетностью, вносит СМП в общедоступный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Наличие статуса СМП подтверждается бумажной или электронной выпиской из него (см. подробнее в статье «Выписка из реестра субъектов малого предпринимательства»).

СМП обязаны вести как бухучет (ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — закон № 402-ФЗ), так и налоговый учет (ст. 313 Налогового кодекса). Они могут избрать как общий порядок, так и упрощенный и простой варианты ведения бухучета. Кроме того, существует упрощенный баланс субъектов малого предпринимательства и порядок его заполнения, которые регламентированы актами Минфина РФ и ФНС РФ (электронные форматы).

Важнейшие аспекты бухучета закрепляются в организационных документах, которыми определяются порядок его ведения и возложение соответствующих обязанностей. Далее рассмотрим варианты организации бухучета для СМП исходя из его задач.

Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства

Задачи бухучета сформулированы в п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета…, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение по бухучету):

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности и имуществе;
  • обеспечение сведениями, необходимыми для контроля за соблюдением законодательства РФ при ведении операций и за их целесообразностью и др.;
  • предотвращение отрицательных результатов экономической деятельности, выявление внутренних резервов финансовой устойчивости.

Получателями отчетности являются внутренние (руководитель, участники и др.) и внешние пользователи (инвесторы, контрагенты и др.).

К СМП относятся организации с относительно небольшой численностью сотрудников и небольшим доходом, не привлекающие капитал путем размещения акций или облигаций, поэтому для них неактуальна подробная разработка и раскрытие отчетности, предназначенной для внешних пользователей — инвесторов. По сути, основная цель здесь сводится к правильному исчислению налогов.

В связи с этим законодательством предусмотрено нескольких вариантов организации бухучета для СМП:

  1. Ведение в полном объеме.
  2. Ведение в упрощенном порядке (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
  3. Для ИП — учет доходов и расходов для целей налогообложения без ведения бухучета (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства: варианты

Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя (п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Какие бы организационные и кадровые решения им ни были приняты, он может быть привлечен к ответственности за бухгалтерские ошибки (см. решение Басманного районного суда г. Москвы от 08.12.2017 по делу № 12-2492/2017).

Типовые рекомендации по организации бухучета для СМП, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н (далее — Рекомендации), и ст. 6 закона № 402-ФЗ предусматривают несколько вариантов непосредственной организации ведения бухучета, они же допускаются законом:

  • создание бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером;
  • введение в штат должности бухгалтера;
  • передача ведения бухучета на договорных началах специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • личное ведение бухучета руководителем.

Для некоторых организаций п. 5 ст. 6, п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ установлен запрет на применение упрощенных способов ведения бухучета и на его возложение на руководителя (к ним относятся юрлица, подлежащие аудиту, микрофинансовые организации и др.).

Решение по организации бухучета отражается документально: в штатном расписании (введение бухгалтерских должностей), положении о бухгалтерии или аналогичном подразделении, должностных инструкциях. Если руководитель ведет бухучет сам, он издает приказ о возложении бухучета на себя лично.

Учетная политика СМП и ее содержание

Бухгалтерская и налоговая учетная политика

Способы ведения учета определяются в учетной политике организации, которая утверждается приказом руководителя (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, далее — ПБУ 1/2008). Этот документ регулируется 2 группами норм:

  • ст. 8 закона № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 и другими нормативными актами Минфина РФ — бухгалтерская учетная политика, закрепляющая способы бухучета;
  • ст. 11, 313 НК РФ — учетная политика для целей налогообложения, определяющая избранные из числа допустимых варианты учета показателей, необходимых для исчисления налогов (определения налоговой базы).

Регламентация по документальному оформлению отсутствует. Это может быть единый документ или 2 документа. Налоговая политика может быть приложением к бухгалтерской. Ее параметры в виде выбора опций вносятся в компьютерную программу бухучета, если она применяется организацией.

Утверждение и изменение учетной политики

Учетная политика применяется с момента создания организации, в т. ч. если утверждена позднее этого момента. Предельный срок для утверждения — 90 дней со дня госрегистрации юрлица (в т. ч. созданного путем реорганизации, п. 9 ПБУ 1/2008).

Этот документ необязательно утверждать ежегодно. Относительно сроков введения изменений существует двоякая регламентация:

  1. Коррективы методического характера, которые вносятся организацией по своему усмотрению, вступают в силу со следующего отчетного периода (с 1 января следующего года).
  2. Изменения, связанные с открытием новых подразделений, изменением законодательства должны вноситься оперативно — с начала работы подразделения, вступления изменений в законную силу (п. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756).

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 после существенных корректировок учетной политики отражение фактов хозяйственной жизни проводится ретроспективно, т. е. с момента их возникновения, насколько это возможно с точки зрения надежности результата.

Если в деятельности организации возникают новые явления хозяйственной деятельности, требующие адекватной фиксации, введение новых приемов учета для этого не считается изменением учетной политики (п. 10 ПБУ 1/2008). Соответственно, на такие нововведения требования по срокам внесения корректив не распространяются, они вводятся по мере необходимости.

Содержание бухгалтерской учетной политики СМП

Учетная политика должна утвердить организационные и технические параметры учета:

  1. Вариант ведения учета:
  • полный — с использованием регистров бухучета (журнально-ордерная или мемориально-ордерная форма);
  • упрощенный вариант — с применением ведомостей;
  • простую форму (для микропредприятий) — без регистров и двойной записи, с применением Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности (см. приложение 1 к Рекомендациям).

Упрощение не должно влиять на достоверность учета.

  1. План счетов. Его разрешается сократить путем объединения данных нескольких близких счетов (п. 3 информации Минфина РФ «Об упрощенной системе…» от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
  2. Формы первичных документов, которые должны по реквизитам соответствовать ст. 313 НК РФ. Для использования в электронном документообороте ФНС РФ рекомендует форматы, утв. приказами ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@, от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@.
  3. Выбор методов и способов учета (формирование себестоимости, схемы учета затрат и др.), порядок проведения контрольных процедур и т. д. (п. 4 ПБУ 1/2008).
  4. Выбор варианта бухгалтерской отчетности (полный или упрощенный).

Из перечисленных категорий документации только для отчетности предусмотрена обязательная бумажная форма (п. 8 ст. 13 закона № 402-ФЗ), для других видов возможна электронная.

Учетная политика для целей налогообложения

Все документы бухучета могут служить доказательствами при налоговых проверках. Основу исчисления налогов составляют первичные учетные документы, требования к реквизитам которых одинаковы для всех субъектов хозяйственной деятельности.

В отличие от бухучета, налоговый учет имеет целью показать формирование налоговой базы, методику и результаты исчисления и уплаты налогов, в т. ч. по сложным моментам, которые в законодательстве не отражены.

Как правило, налоговая учетная политика включает 3 основных раздела:

  1. Принципы построения учета (последовательность, непрерывность и др.), с отражением отраслевых особенностей.
  2. Избранные способы и методы ведения налогового учета (в частности, перечень прямых и косвенных расходов для исчисления налога на прибыль, абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2018 № 03-07-07/11012), создание резервов на отпуска и сомнительные долги и др.).
  3. Формы налоговых регистров, отвечающие установленным ст. 313 НК РФ требованиям к реквизитам (наименование, период (дата) составления, измерители и др.).

Если учет ведется программными средствами, зачастую разработчики предлагают готовую форму приказа об учетной политике, где нужно только выбрать нужные параметры, которые будут отражаться в программе. При этом реализуется возможность подписания всех необходимых документов электронной подписью.

Преимущества СМП при ведении бухучета

Для СМП в случае применения ими упрощенного бухучета действует ряд послаблений. В частности, они вправе:

  1. В случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета (в этом качестве выступают и ПБУ, утвержденные Минфином с 1998 года, п. 1.1 ст. 30 закона № 402-ФЗ) способов бухучета по конкретному вопросу самостоятельно утвердить такие способы исходя из рациональных соображений (п. 7.2 ПБУ 1/2008).
  2. Выбирать между кассовым методом и методом начисления (п. 19 ПБУ 1/2008). Отметим, что это право есть только при применении общего режима налогообложения, на упрощенной системе налогообложения кассовый метод является обязательным (ст. 346.17 НК РФ).
  3. Не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 Положения по бухучету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).
  4. Исправлять существенные ошибки предыдущих периодов, обнаруженные после утверждения отчетности, без ретроспективного пересчета — в порядке, предусмотренном для несущественных ошибок (пп. 9, 14 Положения по бухучету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).
  5. Списывать в упрощенном порядке (единовременно) расходы на приобретение нематериальных активов, НИОКР, производственный инвентарь и др.

Бухгалтерская отчетность СМП

Согласно п. 11 ст. 13 закона № 402-ФЗ на отчетность не может быть распространен режим коммерческой тайны. Отчетность всех организаций начиная с 2012 года доступна на сайте Росстата. Формы и порядок ее заполнения регламентированы актами Минфина РФ:

  • формы баланса — приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н (в т. ч. упрощенная форма для СМП — прил. 5 к приказу);
  • порядок заполнения — Положением по бухучету «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

Отчетность включает (п. 5 ПБУ 4/99):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к перечисленным документам;
  • пояснительную записку.

Отчетность представляется в налоговый орган и орган статистики (ст. 18 закона № 402-ФЗ). При ее сдаче в электронном виде нужно руководствоваться форматами отчетности, рекомендованными ФНС РФ (на момент выхода настоящей статьи ФНС РФ издан приказ от 16.07.2018 № ММВ-7-6/455@, отменяющий ранее утвержденные форматы).

***

Итак, особенность бухучета СМП — возможность выбора упрощенного варианта его ведения с сокращением числа счетов, регистров, способов учета и смягчением требований, допущением возложения на руководителя. Однако при любом варианте остаются неизменными требования к первичному учетному документу, который служит основой доказывания при исчислении налогов, и принцип достоверного отражения результатов предпринимательской деятельности в учетной документации.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!