Почему банки могут заблокировать счет самозанятого лица?
Причиной блокировки счета гражданина в банке могут стать множественные переводы от физических и юридических лиц. Банки считают такие операции подозрительными, т. к. физлицам запрещено использовать свои счета для ведения предпринимательской деятельности.
Подпункт 1.1 п. 1 ст. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее закон № 115-ФЗ) разрешает банкам принимать меры по определению источников денежных средств, поступающих на счета. До получения ответа от клиента они приостанавливают операцию, которую считают сомнительной (п. 6 ст. 7 закона № 115-ФЗ).
Однако на счета самозанятых граждан постоянно поступают переводы в качестве оплаты за услуги. По мнению Центробанка (см. информационное письмо от 30.05.2019 № ИН-06-59/46), указанные обстоятельства могут стать причиной необоснованного отказа банка от проведения операций по счету.
Какие меры ЦБ рекомендует принять банкам?
Важно! В информационном письме Центральный банк рекомендует вносить сведения о статусе клиента банка как самозанятого в соответствующую анкету владельца счета. Должен быть обеспечен оперативный доступ к информации всем заинтересованным подразделениям банка. Ее обязательно нужно учитывать, принимая решение о блокировании операций по счету.
Как самозанятому гражданину подтвердить свой статус?
Рекомендуем! В целях избежания необоснованных блокировок счета гражданам — плательщикам налога на профессиональный доход целесообразно самостоятельно запрашивать в налоговом органе соответствующую справку, подтверждающую статус самозанятого, и представлять ее в обслуживающий банк. Сделать это можно в личном кабинете на сайте ФНС либо через мобильное приложение «Мой налог».
Напомним, что эксперимент по специальному налоговому режиму проводится в четырех регионах России: Москве, Московской области, Калужской области, Республике Татарстан
***
Подробнее о плательщиках налога на профессиональный доход (самозанятых) — в наших статьях: