Инструкция по регистрации ИП на сайте госуслуг
Пошаговая инструкция - 2021 по регистрации ИП через госуслуги включает следующие этапы
Подготовка комплекта документов
Положительный момент в ведении бизнеса с помощью ИП в том числе - для регистрации не нужны какие-то особенные документы, которые надо получать в бюрократических организациях.
Достаточно паспорта гражданина. А как его "залить" на портал госуслуг, мы расскажем дальше.
Регистрация на госуслугах
Чтобы зарегистрировать ИП онлайн нужна так называемая подтвержденная учетная запись на госуслугах (просто создать профиль с паролем - недостаточно). Желательная также электронная подпись - она поможет сэкономить на госпошлине.
Оформить подтвержденную учетную запись совершенно несложно.
Например, если у вас есть карта или счет в банках СберБанк, ВТБ,Тинькофф, Почта Банк, Банк Санкт-Петербург, Ак Барс Банк, СКБ Банк, Газэнергобанк, ДелоБанк, РНКБ Банк, ПСБ Банк, вы можете подтвердить учетную запись через банк.
Чтобы попасть на форму регистрации через банк, нужно внизу страницы выбрать "Вход и регистрация", а затем перейти по строке меню "Как получить подтвержденную учетную запись" и выбрать банк - откроется окно регистрации.
Если вы не пользуетесь услугами этих банков, то подтвержденную учетную запись можно оформить через почту России (самый долгий способ) или в специальном "центре обслуживания", где нужно предъявить паспорт и СНИЛС. Обычно в качестве центров обслуживания выступают отделения банков, соцзащита, центр занятости, МФЦ. Даже в небольших райцентрах всегда есть несколько мест, где можно оформить подтвержденную учетную запись.
Электронная подпись приобретается в удостоверяющих центрах и стоит около 2000 руб. Готовясь посетить удостоверяющий центр, прихватите с собой паспорт, СНИЛС и ИНН. После подачи заявления и оплаты вы получите флешку, на которой хранится программное обеспечение электронной подписи и сможете ею пользоваться.
Скачать или заполнить заявление
Для регистрации ИП нужно заявление Р21001.
Бланк заявления на открытие ИП по форме Р21001Вы можете выбрать:
- скачать и заполнить заявление от руки (к заявлению нужно приложить квитанцию на олптау госпошлины и сдать в ФНС лично, через МФЦ или нотариуса),
- заполнить заявление и направить в ФНС без электронной подписи (придется платить госпошлину на общих основаниях),
- заполнить заявление и отправить его в МФЦ с электронной подписью (тогда госпошлину платить не нужно).
Заполнение электронного заявления
Для начала нам нужно попасть на страницу самой услуги госрегистрации. Действуем следующим образом:
- Переход в раздел «Органы власти» с главной страницы сайта.
- Переход по ссылке «Федеральная налоговая служба».
- Переход по ссылке «Регистрация юрлиц и предпринимателей».
- Переход по ссылке «Госрегистрация физлица в качестве индивидуального предпринимателя».
- Выбор типа получения услуги. В нашей статье мы рассмотрим вариант, когда физлицо желает зарегистрироваться в режиме онлайн.
- Далее необходимо кликнуть по иконке «Получить услугу».
- Выбор кнопки «Заполнить новое заявление». После этого пользователю будет предложено предоставить системе право на обработку персональных данных — в этом случае необходимо проставить галочку напротив соответствующего пункта. После того как пользователь подтверждает свое согласие, система предложит заполнить заявление.
Перед вам окажется страница с пустыми полями, в которые нужно внести данные. В основном это данные ваших документов (место рождения, ИНН и др.) Однако один пункт может вызвать у вас затруднения - код ОКВЭД. Тут надо выбрать вид деятельности, которым вы будете заниматься и подобрать к нему код по специальному классификатору. Используйте наш электронный поиск по классификатору и определите свой код ОКВЭД.
Вы можете выбрать один основной и сколько угодно дополнительных видов деятельности.
Оплата госпошлины
Госпошлина, как мы уже говорили, платится в том случае, если вы направляете через госуслуги заявление без электронной подписи. В этом случае сумма госпошлины составляет 800 руб. Ее тоже можно уплатить онлайн, если на госуслугах в профиле содержится ИНН.
Получение ответа от ФНС
Если вы подали заявление на ИП без электронной подписи, то ФНС запишет вас на прием, чтобы посмотреть оригинал паспорта. Придет ответ с датой, когда вам необходимо явиться в территориальную/межрайонную инспекцию.
Если вы пользовались электронной подписью, то нужно перейти по вкладке "Подготовьте и отправьте электронные документы". Там вы сможете скачать бесплатную программу подачи документов и с ее помощью выслать паспорт и заявление в ФНС. Затем вы получите на электронную почту выписку из ЕГРИП (реестр предпринимателей), которая подтвердит вашу регистрацию.
Есть некоторые тонкости, которые мы рассмотрим ниже.
Регистрация ИП онлайн: какие нужны документы
Гражданину, желающему зарегистрироваться как ИП, нужна следующая документация (п. 1 ст. 22.1 закона «О госрегистрации юрлиц и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ), п. 31 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее — Регламент)):
- Заявление о госрегистрации ИП. При регистрации ИП онлайн госуслуги позволяют сформировать такое заявление также в режиме онлайн посредством заполнения предлагаемых системой информационных полей, т. е. необходимости распечатывать, подписывать и сканировать такое заявление для последующей загрузки на сайт нет.
- Документ, удостоверяющий личность гражданина РФ / иностранного гражданина / лица без гражданства - то есть паспорт или загранпаспорт, вид на жительство).
- Документ об уплате госпошлины не предоставляется прирегистрации онлайн, т.к. госпошину можно не платить.
Приведенный нами перечень не является исчерпывающим и включает только документы, которые обязательны при регистрации ИП в любом случае. В отдельных ситуациях, четко регламентированных законом, могут потребоваться иные документы (например, справка об отсутствии судимости, если ИП собирается заниматься определенными видами деятельности в сфере образования и воспитания, и т. д.). При этом общий перечень документов, приведенный в ст. 22.1 закона № 129-ФЗ и п. 31 Регламента, является закрытым, истребование каких-либо иных документов незаконно.
Для помещения в электронный транспортный контейнер, документы необходимо отсканировать.
Как правильно отсканировать паспорт:
- вторую и третью страницы;
- страницы с пятую по двенадцатую, на которых проставлены отметки о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства ( т. е не обязательно все с 5-й по 12-ю, но начиная с 5-й - все, на которых есть штампы о регистрации по месту жительства);
- только по одному развороту на лист;
- в многостраничном документе формата .tiff.
Срок госрегистрации ИП на сайте госуслуг
При обращении заявителя в регистрирующий орган через портал госуслуг регистрация ИП производится по времени столько же, сколько при обращении через иные предусмотренные законом каналы (в т. ч. при личном обращении, через МФЦ и др.).
Так, срок госрегистрации не должен превышать:
- 3 рабочих дня с момента получения регистрирующим органом документов — при регистрации физлица в качестве ИП (п. 3 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ, п. 16 Регламента);
- 5 рабочих дней — при регистрации изменений в сведениях об ИП (п. 3 ст. 22.2 закона № 129-ФЗ);
- 5 рабочих дней — при регистрации прекращения ведения физлицом деятельности в качестве ИП (п. 8 ст. 22.3 закона № 129-ФЗ).
Расписка от регистрирующего органа о получении им документов, представленных с использованием портала госуслуг, должна быть направлена заявителю на указанный им в заявлении адрес электронной почты в срок не позже 1 рабочего дня, следующего за днем получения документов (п. 77 Регламента). На практике расписка обычно приходит быстрее, буквально в течение нескольких минут.
Госпошлина за регистрацию ИП на портале госуслуг
Размер госпошлины, установленной за совершение действий по регистрации физлица в качестве ИП, на момент написания статьи равен 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
При этом для лиц, направляющих комплект документов на регистрацию ИП через портал госуслуг с помощью электронной подписи установлена льгота - госпошлину можно не платить.
Если вы отправляете заявление бех жлектронной подписи, то счет на оплату придет в ваш личный кабинет. В настоящий момент технические возможности сайта позволяют произвести оплату с банковской карты, электронного кошелька или со счета мобильного оператора.
Повторимся, прикладывать документ об оплате госпошлины к пакету документов на регистрацию ИП необязательно, т. к. регистрирующий орган сам может запросить его в порядке межведомственного взаимодействия (п. 47 Регламента).
***
Итак, в статье мы изучили пошаговую инструкцию по регистрации ИП через госуслуги, а также произвели небольшое сравнение условий предоставления такой услуги в режиме онлайн и при личном обращении в регистрирующий орган. Таким образом, комплект документов и сроки исполнения одинаковы в обоих случаях, а вот уплата госпошлины за регистрационные действия при обращении заявителя через портал госуслуг не требуется.
Читателю по данной теме также может быть полезна другая наша статья — «Регистрация юридического лица на Портале госуслуг».