Межведомственное информационное взаимодействие

Документы, необходимые для регистрации ИП через МФЦ

Особенности подготовки и порядок подачи документов

Срок регистрации ИП через МФЦ и выдаваемые документы

Дополнительные услуги МФЦ

Межведомственное информационное взаимодействие

Согласно ст. 23 Гражданского кодекса России (далее — ГК РФ) осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица возможно после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее — ИП), за некоторыми исключениями (п. 70 ст. 217 Налогового кодекса России).

Регистрация осуществляется согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации) специальным уполномоченным госорганом — ФНС России (п. 1 Положения о налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) выступает посредником между заявителем и ФНС в процедуре регистрации ИП. Прием обращения в МФЦ происходит в режиме одного окна. Законодательно установлено, что оснований для отказа в приеме документов ни у МФЦ, ни у налоговой службы нет.

Межведомственное информационное взаимодействие между МФЦ и ФНС осуществляется без участия заявителя в электронной форме.

Подача документов, необходимых для получения госуслуги, осуществляется в любом МФЦ при наличии соглашения между МФЦ и ФНС в пределах территории РФ по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (п. 8 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Документы, необходимые для регистрации ИП через МФЦ

Для осуществления процедуры регистрации ИП через МФЦ заявителю необходимо собрать следующий обязательный комплект документов (ст. 22.1 закона о регистрации):

  • оригинал и копию паспорта или иного документа, установленного законом в качестве документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 руб. (подп. 6. п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001 (прил. № 14 к приказу ФНС России от 25.01 2012 № ММВ-7-6/25@).

В особых случаях для регистрации ИП через МФЦ также необходимо представить дополнительные документы, к которым среди прочего относятся:

  • копия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве ИП, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
  • подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве ИП, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о таком адресе).

МФЦ не вправе требовать иные документы при регистрации ИП (п. 5 письма ФНС России от 20.02.2014 № СА-4-14/3111).

Особенности подготовки и порядок подачи документов

При подготовке пакета документов необходимо уделить особое внимание следующим вопросам.

Вопрос

Решение

Последствия несоблюдения

Корректное заполнение заявления о госрегистрации

Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ содержит инструкцию по заполнению заявления

Отказ в госрегистрации на основании подп. «ц» п. 1 ст. 23 закона о регистрации

Выбор территориального отделения ФНС

Согласно п. 3 ст. 8 закона о регистрации госрегистрация осуществляется по месту жительства физического лица

(дополнительно см. разъяснения ФНС в п. 1.6 письма ФНС России от 06.07.2017 № ГД-4-14/13154@).

Дополнительную информацию вы найдете в статьях «Возможна ли регистрация ИП по месту осуществления деятельности?» и «Можно ли зарегистрировать ИП по временной регистрации?»

Отказ в госрегистрации на основании подп. «б» п. 1 ст. 23 закона о регистрации

Составленное надлежащим образом заявление вместе с остальными документами представляются заявителем лично или через представителя. В последнем случае заявление о госрегистрации должно быть нотариально заверено, равно как и сама доверенность представителя и ее копия (последняя вместе с пакетом документов будет отправлена в ФНС).

При подаче документов в МФЦ заявителю выдается расписка в их получении с указанием их перечня и даты приема (п. 3 ст. 9 закона о регистрации). Информация о приеме документов регистрирующим органом размещается на сайте ФНС не позднее следующего дня за днем получения.

ВАЖНО! Согласно приказу Минфина России от 05.12.2013 № 115н размещению на сайте ФНС также подлежит решение о госрегистрации или об отказе в госрегистрации.

Срок регистрации ИП через МФЦ и выдаваемые документы

Срок регистрации ИП через МФЦ составляет 5 дней:

  • 1 день на направление представленных заявителем документов из МФЦ в ФНС (абз. 3 п. 1 ст. 9 закона о регистрации):
  • 3 дня на рассмотрение документов налоговым органом и вынесение решения (п. 3 ст. 22.1 закона о регистрации);
  • 1 день на направление налоговой инспекцией результатов оказанной госуслуги обратно в МФЦ.

Результатом рассмотрения заявления о регистрации ИП может быть принятие решения о госрегистрации (в этом случае вносится запись в ЕГРИП и заявителю направляется лист записи ЕГРИП, прил. № 5 к приказу ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@) или отказ в госрегистрации (заявителю направляется решение об отказе в госрегистрации с указанием причины отказа).

Результаты госуслуги направляются регистрирующим органом в форме электронных документов на адрес электронной почты заявителя (указанный в заявлении), а также в форме электронных документов в МФЦ. По запросу заявителя электронные документы могут быть переведены МФЦ на бумажный носитель, который будет носить силу оригинала (п. 4 ст. 23 закона о регистрации).

Дополнительные услуги МФЦ

МФЦ, помимо посреднической услуги при регистрации ИП, предоставляет широкий круг услуг, которые могут быть полезны ИП:

  • при подаче уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности (п. 5 ст. 8 закона «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • подаче анкеты застрахованного лица в ПФР (п. 6 приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н);
  • закрытии ИП.

Подробно о процедуре закрытия ИП через МФЦ рассказывается в статье «Закрытие ИП через МФЦ - пошаговая инструкция».

***

Резюмируя вышеизложенное, стоит выделить, что регистрация ИП через МФЦ несущественно отличается от регистрации при личном обращении заявителя в налоговую инспекцию. Однако отметим, что делегирование приемной функции представляется выгодным как для налогового органа (существенно снижается число личных обращений), так и для заявителя (можно обратиться в ближайший МФЦ в случае, когда нет времени для посещения территориальной налоговой инспекции).

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!