Новое положение о классификации гостиниц
Обратите внимание! Обязательная процедура классификации гостиниц была введена с 01.01.2019. Нововведение добавлено в закон «Об основах туристской деятельности...» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (далее — закон № 132-ФЗ).
Классификация гостиниц в 2021 году проводится в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 (далее — Положение № 1860).
Риски! За оказание гостиничных услуг без проведения обязательной классификации гостиницы (ст. 14.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях) гостиничный бизнес может быть наказан штрафом от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 1/40 до 1/25 выручки за предыдущий год, но не менее 50 тыс. руб. для юридических лиц.
Эта ответственность была введена поэтапно:
- с 01.07.2019 — для гостиниц с номерным фондом более 50 номеров;
- с 01.01.2020 — для гостиниц, имеющих более 15 номеров.
Важно! С 01.01.2021 административная ответственность действует в отношении всех гостиниц.
О правилах классификации гостиниц расскажем далее.
Аккредитованная организация по классификации гостиниц
Классификацию гостиниц может проводить только специальная аккредитованная организация (ч. 1 ст. 5 закона № 132-ФЗ).
Аккредитация таких организаций проводится в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 18.09.2019 № 1213.
Риски! нарушение аккредитованной организацией порядка проведения классификации гостиниц может повлечь административное предупреждение или штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб. для должностных лиц, штраф от 20 до 30 тыс. для юрлиц (ч. 4 ст. 14.51 КоАП).
Гостиница может обратиться в любую аккредитованную организаций. Их полный перечень представлен на сайте Министерства экономического развития РФ.
Система классификации гостиниц по звездам
Действие Положения № 1860 распространяется на следующие виды гостиниц:
Важно! Не подчиняются Положению № 1860 места размещения для отдыха и оздоровления детей, принадлежащие медицинским организациям, соцобслуживанию или спортшколам, а также кемпинги и общежития.
Для классификации гостиниц по звездам применяются 6 категорий, при этом низшей считается категория «без звезд», а высшей — «5 звезд» (п. 4 Положения № 1860). Требования к каждой из категорий изложены в Приложении № 4 к Положению № 1860, а критерии, по которым необходимо производить оценку, — в приложении № 5 к нему.
Для получения категории нужно соответствовать требованиям из приложения 2, а также набрать определенное количество баллов по критериям, изложенным в приложении № 5. Приведем пример классификации для гостиницы с количеством номеров более 50.
Процедура проведения классификации
Процедура классификации выглядит следующим образом:
- Заявитель (т. е. гостиница, желающая пройти классификацию) подает заявку в аккредитованную организацию и предоставляет комплект документов (полный перечень регламентирован п. 15 Положения № 1860).
- Аккредитованная организация направляет ответ — проект договора на подписание или мотивированный отказ.
- Собственно классификация гостиницы (экспертная оценка гостиницы (см. подробности далее); принятие решения о присвоении гостинице категории («звезд»); оформление и выдача свидетельства).
Обратите внимание! Заявитель вправе обжаловать результаты классификации гостиницы в комиссии по апелляциям в течение 30 дней со дня получения копии решения аккредитованной организации (п. 28 Положения № 1860).
После получения звезд гостиница обязана разместить знак категории на фасаде здания в месте, доступном для обозрения потребителей. Аналогичный знак в цифровой форме размещается и на сайте гостиницы (пп. 43, 44 Положения № 1860).
Экспертная оценка гостиниц при обязательной классификации
Как мы уже говорили выше, процедура обязательной классификации гостиниц в 2021 году включает такой этап, как экспертная оценка. На этом этапе и определяется категория, которую заслуживает оцениваемая гостиница по совокупности признаков. В ходе проведения оценки эксперты последовательно выполняют следующие действия:
- Предварительно определяют категорию гостиницы (с параметрами которой далее сравниваются полученные по итогам оценки результаты).
- Оценивают соответствие проверяемой гостиницы по приложению № 5 Положения № 1860.
- Проверяют номера гостиницы на предмет соответствия признакам определенной гостиничной категории по приложению № 5 Положения № 1860.
- Оценивают номера гостиницы в соответствии с приложением № 4 Положения № 1860.
- Оценивают соответствие персонала гостиницы по приложению № 6 Положения № 1860.
- По суммарному количеству баллов определяют категорию гостиницы.
Обратите внимание! По результатам экспертной оценки гостиница может как потерять, так и приобрести дополнительные звезды (в сравнении с имевшейся до оценки категорией). Разумеется, категория может и не измениться, если гостиница полностью соответствует установленным для ее уровня параметрам.
Реестр классифицированных гостиниц
Реестр прошедших классификацию гостиниц в открытом доступе размещен на официальном сайте Ростуризма.
Профстандарт администратора гостиницыПоиск в этом перечне осуществляется по следующим параметрам:
- наименование гостиницы или объекта размещения;
- регистрационный номер в перечне;
- регион;
- наименование аккредитованной организации, проводившей экспертизу и др.
По итогам поиска выдаются следующие сведения о гостинице, прошедшей классификацию:
- полное и сокращенное наименования гостиницы;
- наименование собственника;
- регион;
- ИНН;
- ОГРН;
- адрес, телефон, электронная почта гостиницы, адрес сайта;
- информация о номерах (количество по каждой из категорий);
- регистрационный номер в реестре;
- категория гостиницы (количество звезд);
- срок действия свидетельства.
Обратите внимание! Если действие свидетельства о присвоении звезд по итогам экспертной оценки приостановлено, информация об этом также должна быть отражена на сайте Ростуризма (п. 37 Положения № 1860). При этом гостиница может продолжать работать (кроме тех ситуаций, когда у нее низшая категория из возможных), но клиенты должны быть уведомлены о таком приостановлении.
***
Итак, классификацию гостиниц с 2021 проводят по новым правилам. Отсутствие соответствующего свидетельства или искажение со стороны гостиницы сведений о полученном количестве звезд может стать основанием для привлечения такого объекта к административному наказанию. Такое правило действует уже в отношении всех гостиниц, вне зависимости от количества номеров.