Законодательство, регулирующее меры поддержки
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим меры государственной поддержки малого предпринимательства, является закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — закон № 209-ФЗ). Последние изменения в нем вступили в силу в 2018 году. Они регулируют преимущественное право выкупа или исключительную возможность получения в пользование недвижимого государственного/муниципального имущества субъектами малого и среднего бизнеса.
Кроме основного нормативно-правового акта меры поддержки малого бизнеса в России введены и другими законами, среди них:
- закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в ст. 30 которого указано, что не менее чем 15% от общего годового объема закупок должны производиться у малого бизнеса;
- закон «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ст. 13 и 26.1 которого ограничивают сроки проверок малого бизнеса и саму возможность их проведения;
- закон «Об особенностях отчуждения имущества…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, регулирующий права субъектов малого бизнеса на приобретение арендуемого ими имущества.
Важным нормативно-правовым актом в этой сфере является постановление Правительства РФ о политике в области инновационного развития от 26.12.2006 № 1538. Среди судебной практики о малом бизнесе нужно отметить Обзор практики по применению глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса, утв. президиумом ВС РФ 04.07.2018. Подробнее о применении систем налогообложения, о которых идет речь в обзоре, можно прочитать в статье «Упрощенная система налогообложения (УСН)».
Механизмы финансового стимулирования
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) имеет разные формы, предусмотренные ст. 17 закона № 209-ФЗ. Среди них Федеральная программа финансовой поддержки, оператором которой является Минэкономразвития. Она включает подпрограммы, в рамках которых производится поддержка малого бизнеса и стимулирование экономического развития и инновационной экономики (например, подпрограмма по развитию малых форм хозяйствования).
Кроме госпрограмм предусмотрены и иные направления финансовой поддержки, к которым, в частности, относятся:
- целевые субсидии на реализацию инновационных проектов;
- возмещение расходов, связанных с обучением и переобучением сотрудников;
- возмещение расходов на стажировки;
- выдача грантов на приоритетные проекты;
- выдача микрозаймов;
- выдача средств на проведение НИОКР и на международную сертификацию деятельности.
Виды финансовой помощи различны в регионах, средства на них предоставляются исходя из заявок их администраций. В рамках каждого региона принимается собственная программа поддержки. Такие меры и их перечень реализуются регионами самостоятельно на основании норм регионального законодательства. Выполнение условий предоставления поддержки проверяется, при их неисполнении средства могут быть взысканы в бюджет (см. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2018 по делу № А32-42304/17).
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России
Государство в ст. 18 закона № 209-ФЗ предусмотрело и иные меры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые оказываются преимущественно на региональном уровне. Среди них:
- подбор земельного участка;
- льготная аренда недвижимости;
- предоставление преимущественного права на выкуп недвижимости;
- возможность получить земельный участок в аренду без торгов;
- иные меры имущественной поддержки, часто связанные с помощью инновационному и технологичному бизнесу.
Имущество, в отношении которого субъектам МСП может быть предоставлено право преимущественного выкупа, не должно быть включено в реестр объектов, предназначенных только для передачи во владение. Отказ от выкупа такого имущества не может быть обжалован (см. решение 13-го ААС от 19.05.2017 по делу № А56-23921/15).
Консультационная и информационная поддержка
Важной частью мер по поддержке стали консультационные и информационные, предусмотренные ст. 19–20 закона № 209-ФЗ. Они также реализуются на уровне регионов, их проводниками становятся специально созданные в этих целях инфраструктурные юридические лица. Среди основных консультационных мер:
- консультационное сопровождение реализации инвестпроектов;
- консультирование по любым вопросам бизнес-планирования, правовым вопросам;
- экспертная поддержка различного уровня;
- введение института инвестиционных уполномоченных;
- проведение семинаров, тренингов, мастер-классов.
Информационные меры включают в себя:
- проведение конкурсов, ярмарок, фестивалей;
- выпуск или поддержку выпуска СМИ, электронных и печатных;
- размещение пресс-анонсов и пресс-релизов;
- ведение специализированных порталов.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне и контролируется различными федеральными ведомствами. Бюджетные средства на поддержку из федерального бюджета направляются в регионы. Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 установлены критерии конкурсного отбора регионов, в бюджеты которых направляются средства для субсидирования предпринимателей, работающих:
- в социальной сфере;
- моногородах;
- экспортной сфере;
- инжиниринговых центрах, создаваемых с участием субъектов Федерации.
В рамках поддержки моногородов Минэкономразвития направляет гранты предпринимателям и субсидии на модернизацию производства.
Под патронажем Минсельхоза РФ регионы получают средства:
- на субсидирование малых сельхозпредприятий в части процентов по кредитам;
- поддержку фермеров-новичков;
- создание центров животноводства;
- гранты потребкооперативам;
- компенсацию части затрат по оформлению в собственность земли.
Примером собственной региональной программы поддержки может стать программа Рязанской области «Экономическое развитие в 2015–2020 годах», часть положений которой посвящены поддержке МСП. При этом в г. Касимове успешно работает собственная программа «Развитие МСП в муниципальном образовании - городской округ город Касимов», утвержденная постановлением администрации от 28.09.2015 № 1364 и предусматривающая создание за счет местного бюджета в указанный период нескольких рабочих мест и выдачу установленного количества грантов.
Инфраструктура государственной поддержки
На региональном уровне создается сеть операторов, на которых возлагается обязанность по распределению средств бюджетов.
Основной структурой, которая призвана обеспечивать поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, стало АО «Корпорация «МСП», созданное на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 05.06.2015 № 287. В функции небанковской кредитной организации входит:
- оказание финансовой помощи субъектам МСП и инфраструктуре;
- привлечение средств на российских и зарубежных рынках на оказание такой помощи;
- организация сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП;
- обеспечение увеличения объемов госзакупок у МСП.
В рамках программ Минэкономразвития в регионах создаются такие инфраструктурные образования, как:
- гарантийные фонды, фонды поручительства;
- организации микрокредитования;
- центры инноваций и кластерного развития;
- центры поддержки бизнеса в приоритетных отраслях;
- технопарки;
- бизнес-инкубаторы.
Также была создана федеральная сеть МФЦ для бизнеса. Минэкономразвития в рамках реализации информационных мер недавно запустило федеральный Портал поддержки, который позволяет получать оперативную информацию обо всех мерах поддержки, возможностях обучения, проведения различных конкурсов.
***
Разнообразие мер по поддержке малого бизнеса призвано обеспечить гармоничное развитие предпринимательства, увеличить количество рабочих мест, переложить существенную долю задач по экономическому развитию на плечи частного предпринимателя.