Регистрация ИП через банк
Уполномоченным органом на осуществление процедуры госрегистрации физического лица в качестве ИП является ФНС России (ст. 2 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее — «Закон о регистрации»), п. 1 Положения о ФНС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Однако в конце 2016 года был запущен эксперимент (см. постановление Правительства России от 29.10.2016 № 1104) с участием ПАО «Сбербанк России» и ПАО «Банк ВТБ» и некоторых госструктур, в том числе ФНС, косвенной целью которого было расширить полномочия банков в процессе регистрации ИП и ООО с одним собственником и наделить их правом приема документов у заявителей с последующей пересылкой в ФНС. Лицам, открывающим ИП через банк в рамках эксперимента, необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (далее — «УКЭП»).
ВНИМАНИЕ! Процесс получения УКЭП у аккредитованного удостоверяющего центра подробно расписан в законе «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи физическими лицами требуется:
- личное присутствие;
- основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).
Сертификат и ключи электронной подписи запишут на электронную карту или флеш-накопитель. Плата за получение сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом удостоверяющего центра.
Что нужно знать об эксперименте Правительства РФ по регистрации ИП через банк
Цели и задачи эксперимента
Целью эксперимента стала унификация процедуры получения и использования квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Задачами эксперимента являются:
- создание автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей УКЭП, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи;
- определение технических возможностей использования автоматизированной системы;
- определение финансовой эффективности и удобства применения для юридических лиц и ИП технологии автоматизированной системы.
Со стороны государства в эксперименте учувствуют Минкомсвязь, Минфин, Минэкономразвития, ФНС, ФСБ, Росфинмониторинг и Центробанк, которые обеспечивают методическую поддержку проведения эксперимента.
ФНС предписано при получении направленных в рамках эксперимента электронных документов обеспечить оказание госуслуги по госрегистрации юридических лиц и ИП.
Минкомсвязь создало межведомственную рабочую группу (приказ Минкомсвязи России от 09.11.2017 № 611), в которую входят представители задействованных в эксперименте структур. Задачами среди прочего являются:
- координация деятельности участников эксперимента;
- мониторинг правоприменительной практики;
- подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования.
Обязанности участников эксперимента
Предложенный процесс удаленной регистрации ИП влечет за собой неизбежные риски для безопасности персональных данных заявителей, поскольку большая часть операций происходит с помощью электронных средств связи. Поэтому требуется разработка новой усиленной процедуры защиты персональных данных, учитывая специфику регистрационной процедуры. Так, на участников эксперимента возложены следующие обязанности:
Банки |
п. 4 Постановления |
|
ФСБ |
п. 5 Постановления |
На основе модели угроз информационной безопасности, разработанной ПАО «Сбербанк России» и Банком ВТБ (ПАО) утвердить временные (на период эксперимента) требования:
|
Учитывая сложность процесса, а также то, что сроки проведения уже продлевались (с 31.01.2018 до 31.12.2018), есть предположение, что эксперимент будет продлен.
Представление документов в банк для регистрации ИП
На сегодняшний день множество банков, преследуя цели по привлечению большего числа клиентов, предоставляют бесплатные услуги по подготовке заявления о госрегистрации физического лица в качестве ИП и уплате госпошлины. Отметим, что документы, на основании которых банк помогает заявителю оформить заявление на госрегистрацию, считаются достаточными для открытия счета будущему ИП в соответствующем банке, что позволяет избежать двойного представления одних и тех же документов при регистрации и открытии счета.
Однако в отличие от экспериментального посредничества между заявителем и ФНС банки ограничиваются консультационными услугами, а далее заявитель действует самостоятельно. На практике сложились следующие вариации процедуры регистрации ИП через банк:
№ этапа |
Банк 1 |
Банк 2 |
|
Заявитель на сайте банка заполняет анкету, следуя подробным инструкциям |
Заявитель оставляет заявку на сайте банка |
|
Система банка автоматически заполняет заявление по форме № Р21001 |
Сотрудник банка перезванивает заявителю и на основании его ответов заполняет заявление |
|
Заявитель уплачивает госпошлину на сайте банка |
Заполненное заявление направляется заявителю по электронной почте на проверку |
|
Заполненное заявление и квитанция об уплате госпошлины направляются заявителю по электронной почте |
В случае одобрения заявитель уплачивает госпошлину на сайте банка |
|
Заявитель распечатывает документы и направляет их в ФНС |
Сотрудник банка привозит распечатанные документы (заявление и квитанцию об уплате госпошлины) заявителю в удобное время и место |
|
После получения ответа ФНС банк открывает новообразованному ИП расчетный счет |
Заявитель направляет документы в ФНС |
|
- |
После получения ответа ФНС банк открывает новообразованному ИП расчетный счет |
В общих чертах процедура одинакова, за исключением незначительных мелочей, обусловленных политикой банка. Объединяет их одно — заявитель самостоятельно обращается в ФНС для осуществления регистрационных действий. Таким образом, полномочия банка в процессе регистрации ИП ограничиваются помощью при заполнении документов.
Регистрационная процедура
Согласно ст. 22.1 Закона о регистрации заявителю необходимо представить в ФНС следующий обязательный пакет документов:
- Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП по форме № Р21001 (приложение № 13 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).
- Копия российского паспорта (при подаче документов лично — простая копия, при подаче пакета документов через представителя или почтой — нотариальная).
- Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Обращаем внимание, что в особых случаях требуется представление дополнительных документов.
Заявитель свободен в выборе способа направления документов в ФНС. Он может лично посетить территориальную налоговую инспекцию, выдать доверенность на представителя, направить документы почтой или через электронные средства связи (п. 1 ст. 9 Закона о регистрации).
ВАЖНО! В зависимости от способа подачи документов подлинность подписи заявителя может быть удостоверена различным образом:
- при личном обращении в ФНС или МФЦ заявление подписывается в присутствии сотрудника ФНС или МФЦ при представлении документа, удостоверяющего личность;
- при направлении документов почтой или через представителя подлинность подписи заявителя удостоверяет нотариус;
- при направлении документов с помощью электронных средств связи подлинность подписи заявителя удостоверяется квалифицированным ключом усиленной электронной подписи заявителя.
Результат оказания госуслуги направляется заявителю по истечении трех рабочих дней по адресу электронной почты, указанной в заявлении на госрегистрацию, в форме электронных документов или при наличии соответствующего запроса выдается на бумажном носителе.
Результатом рассмотрения документов на регистрацию ИП может быть:
Решение |
Вынесение решения о госрегистрации и произведение регистрационных действий |
Вынесение решения об отказе в госрегистрации |
Документы, выдаваемые заявителю |
Лист записи ЕГРП |
Решение об отказе в госрегистрации с указанием причины отказа |
***
Несмотря на проводимый Правительством РФ эксперимент по делегированию банкам части приемной функции ФНС, не во всех банковских учреждениях возможна удаленная регистрация ИП. Для этого заявителю потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. В случае если ее нет, банк поможет подготовить необходимые документы, но дальнейшие шаги по получению статуса ИП заявителю придется предпринимать самостоятельно.
Другие способы регистрации предпринимателя описаны в статьях «Регистрация ИП в ФНС», «Регистрация ИП через нотариуса», «Регистрация ИП через МФЦ».
***
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!