Обязанности после постановки на учет предпринимателя

Действия по регистрации кассовой машины

Регистрация во внебюджетных фондах

Выбор налогового режима

Получение лицензии

Обязанности после постановки на учет предпринимателя 

После того как гражданин зарегистрировался в качестве ИП и получил соответствующие подтверждающие документы из налогового органа, ему нужно осуществить еще ряд необходимых мероприятий:

  1. Зарегистрировать кассовый аппарат (если обязанность им пользоваться распространяется на деятельность данного предпринимателя, выяснить этот момент можно в статье «ККТ для ИП - регистрация и применение»).
  2. Выбрать налоговый режим.
  3. Получить лицензию или иное специальное разрешение, если того требует вид деятельности.
  4. Произвести иные необходимые действия, которые могут понадобиться в зависимости от специфики деятельности предпринимателя. 

Таким образом, обязанности ИП после регистрации не оканчиваются, наоборот, в дальнейшем их становится больше. 

ВАЖНО! Необходимость лично вставать на учет в фондах страхования практически отпала, о чем далее мы расскажем подробнее. 

Действия по регистрации кассовой машины 

Приобрести кассовый аппарат и поставить его на учет в налоговой обязан не каждый предприниматель, а только тот, кто будет осуществлять наличные расчеты со своими контрагентами. Если расчеты будут производиться с использованием банковских карт или электронных платежей, то аппарат по общему правилу необходим. Такие требования устанавливает специальный нормативный акт — закон «О применении…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей установлены исключения, законодатель освобождает их от необходимости работы с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ). Среди них:

  • осуществляющие реализацию газетной продукции через розничные киоски;
  • торгующие на рынках;
  • ремонтирующие обувь;
  • сдающие в аренду жилье, принадлежащее им на праве собственности, а также другие. 

Полный перечень таких лиц представлен в п. 2 ст. 2 закона № 54. Кроме того, освобождены от использования ККТ ИП, которые работают в труднодоступных районах, входящих в утвержденный правительством каждого субъекта РФ перечень (например, см. постановление Правительства Астраханской области от 08.02.2017 № 31-П).

Действия после регистрации ИП, который не освобожден от обязанности использования кассовой машины, заключаются в ее:

  • постановке на налоговый учет (см. приказ Минфина России от 29.06.2012 № 94н);
  • последующем применении (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). 

Нюансы и особенности этого изложены в статье «ККТ для ИП - регистрация и применение». 

Регистрация во внебюджетных фондах 

К внебюджетным фондам относятся Фонд соцстрахования и Пенсионный фонд. После того как предприниматель получит в налоговой выписку из ЕГРИП, содержащую сведения о его регистрации, он должен встать на учет в этих фондах:

  1. ПФР. В связи с упрощением процедуры регистрации посещать этот фонд предпринимателю не требуется, постановка на учет осуществляется в порядке межведомственного взаимодействия. Результат регистрации высылается ИП в электронном виде, кроме того, он может потребовать бумажное свидетельство, обратившись в территориальный отдел фонда. Подробнее — в ст. 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
  2. ФСС. Регистрация в этом фонде необходима только ИП, у которого заключен:
  • трудовой договор с работником;
  • или гражданско-правовой договор, из которого следует обязанность ИП уплачивать взносы на страхование от несчастных случаев (п. 4 порядка регистрации, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2016 № 202н).

Чтобы встать на учет в ФСС, потребуется заполнить заявление установленной формы, приложить к нему трудовой или другой договор, на основании которого он регистрируется в качестве страхователя. Подробнее — в ст. 2.3 закона «Об обязательном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ. 

Выбор налогового режима 

В том случае, если предпринимателем не будет осуществлен выбор в пользу какой-либо системы налогообложения, он по умолчанию считается применяющим общую систему (ОСНО).

Из каких же вариантов он может выбрать:

  1. ОСНО. Используя ее, придется платить налог на добавленную стоимость, а также другие. Подробнее об этом — в статье «Налогообложение при ОСНО - виды налогов». Система выгодна, если работа заключается в сотрудничестве с плательщиками НДС, а также в импорте товаров из-за рубежа.
  2. УСН (упрощенка). Проста в применении и ведении. Подразделяется на 2 вида, при одном из которых налоги отчисляются со всего дохода, при другом — с разницы между доходами и расходами (6 и 15% соответственно). Какую систему выбрать, общую или упрощенную, рассказывается в статье «ОСНО или УСН - что выгоднее».
  3. ЕСХН (единый сельхозналог). Подходит только предпринимателям, которые осуществляют деятельность в области сельского хозяйства. Система схожа с УСН «доходы минус расходы», только размер налога составляет не 15, а 6%.
  4. ПСН (патент), когда налог уплачивается до начала деятельности. ИП рассчитывает возможную прибыль за год с учетом размеров, установленных местными властями, и уплачивает 6% от нее. Доступна для 63 видов деятельности.
  5. ЕНВД (единый налог на вмененный доход). На нем могут работать только занимающиеся бизнесом, перечисленным в п. 2 ст. 246.26 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ. В регионах размер этого налога может отличаться. Стоит ли предпринимателю выбрать ЕНВД, вы узнаете из статьи «В чем состоят плюсы и минусы ЕНВД?»

Получение лицензии 

В ряде случаев для законного ведения бизнеса требуется получить разрешение уполномоченных государственных органов или иных организаций, обладающих правом давать такое разрешение. Перед тем как зарегистрироваться в ЕГРИП, следует изучить:

  • закон «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ;
  • специальное отраслевое законодательство о виде деятельности. 

Это нужно, чтобы выяснить, необходимо ли разрешение для той деятельности, которой желает заниматься гражданин.

Если таковое необходимо, то после регистрации нужно обратиться в госорган или организацию, уполномоченные на выдачу разрешений в конкретной сфере (Ространснадзор, Россельхознадзор, МВД и др.).

К лицам, претендующим на получение лицензии, предъявляются строгие требования. К примеру, предприниматель, который планирует заниматься бизнесом по установке противопожарных средств и их обслуживанию, должен будет представить документы, перечисленные в п. 4 положения «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, о том, что:

  • он имеет соответствующее необходимое оборудование для такой работы;
  • у него есть соответствующее техническое образование;
  • он 3 года работал в данной сфере;
  • проходил курсы повышения квалификации как минимум 1 раз в 5 лет;
  • использует для работы сертифицированные материалы;
  • соблюдает требования, предъявляемые к этому виду деятельности законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ. 

*** 

В заключение стоит отметить, что выполнение всех перечисленных выше мероприятий зависит от того, чем конкретно будет заниматься гражданин. В отдельных случаях их будет необходимо выполнять, в других такая необходимость будет отсутствовать. Поэтому, отвечая на вопрос, что делать дальше после регистрации ИП в 2018 году, необходимо учитывать много разных нюансов, но в целом можно ответить следующим образом: работать, платить налоги и соблюдать требования законов, в том числе специальных правовых актов.