Ситуация
Клиент заключил с экспедитором договор на доставку груза стоимостью более 4 млн руб. из Московской области в Самарскую. Они прописали, какой водитель и на каком транспорте повезет груз. Груз был принят к перевозке водителем, однако до места доставлен не был. Экспедитор сообщил клиенту, что место нахождения груза не известно. В связи с утратой груза при перевозке страховая компания возместила клиенту деньги и обратилась в суд с требованием о взыскании этой суммы с экспедитора. Клиент также просил суд взыскать с экспедитора остаток суммы, не покрытый страховкой.
Позиции судов
Позиции судов об ответственности экспедитора за груз разошлись:
- Первая инстанция посчитала, что экспедитор должен отвечать.
- Апелляция согласилась.
- Кассация решения двух судов отменила. Она сочла, что подпись водителя в экспедиторской расписке не подтверждает приемку груза непосредственно экспедитором. Данный вопрос рассматривался в рамках доказывания принятия на себя экспедитором ответственности перевозчика (см. п. 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2017). В материалах дела не было доверенности от экспедитора на водителя, поэтому кассационная инстанция сочла, что нет доказательств принятия груза к перевозке уполномоченным экспедитором лицом и нет доказательств утраты груза.
Что решил Верховный суд
Верховный суд отменил решение кассации и оставил в силе акты нижестоящих судов.
Исходя из договора и обстоятельств произошедшего, он посчитал, что принятие и утрата груза экспедитором доказаны, ведь сам представитель экспедитора сообщил, что груз не доставлен по назначению и место его нахождения не известно. Согласно договору экспедитор должен был направить мотивированный отказ от исполнения поручения клиента, если на то имелись основания, но этого сделано не было. Сведения о водителе, принявшем груз, были направлены экспедитором клиенту, что не позволяет ссылаться на отсутствие у водителя полномочий.
***
Также читайте наши статьи по ссылкам: