Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Система взимания платы за пользование дорогами Платон

Система Платон запущена и работает уже несколько лет, но споры о ее целесообразности не утихают по сей день. Что это за система и насколько она необходима, разберемся далее.
Система взимания платы за пользование дорогами Платон
Фото: Фотобанк Лори

Предназначение системы взимания оплаты Платон 

Изучив разд. I Правил взимания платы в счет возмещения вреда автодорогам, утвержденных постановлением Правительства РФ «О взимании платы…» от 14.06.2013 № 504 (далее — Правила), можно прийти к выводу о назначении системы оплаты повреждения дорог большегрузами.

Система Платон была создана для взимания платы с перевозчиков с целью компенсировать тот ущерб, который наносят грузовики с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Отсюда и родилось название: "ПЛАта за ТОНну".

Обратите внимание - с 17.01.2021 года будет введено автоматическое определение массы автомобилей прямо на дороге с помощью технических средств. Подробнее читайте в новостях на сайте Русюрист.

Собранные деньги поступают напрямую в Дорожный фонд. А затем по задумке авторов закона перераспределяются в регионы для реализации дорожных проектов (пп. 1, 3 ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ). 

Когда оплата обязательна 

Оплата дорог в системе Платон будет обязательной при наличии следующих оснований:

  1. Транспортное средство относится к категории крупнотоннажных и весит более 12 тонн. Здесь стоит обратить внимание на то, что для определенного в законе веса не имеет значения, складывается он из суммарного расчета самого транспортного средства, его груза, прицепа или полуприцепа, водителя, пассажиров либо чистой массы автомобиля (п. 3 ст. 31.1 закона «Об автомобильных дорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
  2. Движение производится по автодорогам общего пользования федерального значения. Их перечень приведен в гл. 5 закона № 257. Если по пути следования маршрут пролегает и через дороги указанной категории, и через те, плата за которые не взимается, то общая сумма оплаты посредством системы Платон за пройденный маршрут рассчитывается системой автоматически. Для расчета используются данные, полученные через установленные бортовые устройства системы Платон либо систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (п. 7 разд. I Правил).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От взимания платежей в системе Платон освобождаются не только грузовики, чья тяжесть меньше, но и те, у кого она равна 12 тоннам. Полный перечень тех транспортных средств, владельцев которых законодатель от взимания платежей в систему Платон освободил, можно найти в п. 7 ст. 31.1 закона № 257. 

Особенности использования бортовых устройств и маршрутной карты в платежной системе Платон в 2020 году 

Система Платон подразумевает наличие 2 способов, посредством которых возможно определить размер взноса за пройденный маршрут:

  • документального — маршрутная карта;
  • технического — бортовое устройство. 

Оплату повреждения дорог в системе взимания Платон производит владелец (собственник) транспортного средства. Для автомобилей иностранных государств — водитель.

Размер оплаты - 3,73 руб. за 1 километр пути (см. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504, в ред 2019 г.)

Бортовое устройство

Бортовое устройство связано с системой ГЛОНАСС или GPS. Для оплаты по системе "Платон" оно удобно неограниченностью действия и безвозмездностью получения (п. 87 Правил).

Кроме того, при выборе бортового устройства как основания производства расчетов владельцу транспортного средства достаточно внести на свою расчетную запись некую сумму. Оплата с нее будет списываться автоматически на основании данных, полученных с устройства. Все возникшие в маршруте изменения при этом также высчитываются в автоматическом режиме. Оставшиеся на счету лишние денежные средства возвращаются по соответствующему заявлению (подп. «д» п. 6 Правил).

У бортового устройства есть срок службы. После его истечения нужно в течение 10 дней вернуть старое устройство оператору системы "Платон" в неповрежденном виде - без трещин и сколов, с целой пломбой, а если устройство повреждено, придется оплатить убытки оператору (п. 99 Постановления № 504). Владелец большегруза может далее либо получить другой бортовое устровство, либо уйти на документальную систему оплаты, маршрутной картой.

Заменить устройство оператор обязан в течение 60 дней. Однако замены не будет, если по системе "Платон" за владельцем большегруза висит долг или не возмещены оператору убытки за повреждение предыдущего устройства (Постановление АС СЗО от 11.12.2018 по делу № А05-3942/2018)

Маршрутная карта

Что касается маршрутной карты, система Платон устроена таким образом, что этот документ имеет силу всего 7 дней с момента выпуска. Оформляется карта только до начала поездки. Обменять ее нельзя, можно лишь отменить, но только до даты начала ее действия (п. 10-2 Правил). 

Во время оформления маршрутной карты через терминал на дисплее будет отражена стоимость поездки. Ее необходимо оплатить путем внесения денежных средств на расчетную запись. Только после этого карте присваивается номер и она выдается через терминал заявителю. 

Узнать больше о маршрутной карте можно в материалах системы КонсультантПлюс, для чего предлагаем вам использовать бесплатный пробный доступ на 2 дня.

***

В заключение хочется отметить, что взимание денежных средств в системе оплаты Платон в основном происходит путем авансовых платежей и только в исключительных случаях законодатель предоставляет отсрочку.

 

Источники:
Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504, в ред 2019 г
Комментировать 0
Назад Вперед
Читайте по теме
Оставить комментарий
Отправить