Что такое система «Платон»
Наименование системы представляет собой аббревиатуру из слов «плата за тонну».
Система «Платон», введенная в конце 2015 года, — это автоматическая система взимания платы с автотранспорта, чья масса превышает 12 тонн. Указанный сбор взимается за повреждение таким транспортом дорожного покрытия.
Система работает с базой данных о перемещениях объектов:
- пополняет ее из бортовых устройств на грузовиках (основаны на системе ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) или других разрешенных законом источников (см. подробнее далее);
- хранит;
- передает в автоматическом режиме.
Собранные с владельцев грузовиков средства раз в год перечисляются оператором в доход федерального бюджета и тратятся преимущественно на ремонт дорожного покрытия.
Система взимания платы «Платон» с момента введения до сегодняшнего дня
Порядок взимания платы за повреждение дороги большегрузами урегулирован законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 06.04.2011 № 68-ФЗ, внесшим изменения в следующие документы:
- закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» от 08.11.2007 № 257-ФЗ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- КоАП РФ.
Несмотря на многочисленные митинги и протесты со стороны автомобилистов, в 2018 — 2019 годах система «Платон» действует. Кроме того, постановлением Конституционного суда РФ от 31.05.2016 № 14-П указанный сбор признан не противоречащим Конституции РФ.
Единственной реакцией на волну протеста против этой системы была заморозка тарифов, которые постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 установлены в размере 3,73 руб. Позже было принято решение об использовании понижающего коэффициента 0,41.
Затем законом от 14.12.2015 № 378-ФЗ были внесены некоторые поправки в КоАП РФ, в том числе снизившие штраф для владельца большегруза, не оплатившего проезд по федеральным дорогам, до 5 000 руб.
Система «Платон»: размер сборов и порядок их уплаты
Для того чтобы заплатить сбор, владельцу транспортного средства необходимо выполнить следующие действия:
- Зарегистрироваться на сайте http://platon.ru.
Оформить маршрутную карту (п. 10 правил, принятых постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504) или получить бортовое устройство и поместить его на приборной панели. Сделать это можно путем посещения одного из офисов системы «Платон» и заключения договора с оператором системы о безвозмездном использовании прибора. Оформление маршрутной карты осуществляется несколькими способами:- с использованием личного кабинета на сайте http://platon.ru;
- при помощи мобильного приложения;
- с использованием терминала самообслуживания.
Карта оформляется на 30 дней, при этом датой начала отсчета будет дата начала поездки, указанная при оформлении карты.
- Собственно произвести оплату по тарифу.
Оплата возможна как в офисах оператора системы, так и онлайн на его сайте, а также путем перечисления на реквизиты оператора, в том числе с помощью банковских и топливных карт.
Способы оплаты:
- внесение авансовых платежей перед каждым выездом за расчетный километраж (путем пополнения расчетной записи или оформления маршрутной карты);
- после рейса за пройденный километраж, рассчитанный при помощи бортовых приборов;
- за пройденный километраж, но рассчитанный с использованием электромагнитных навесных рам, установленных на навесных рамах на дорогах федерального значения.
О системе «Платон» на сегодня: последние новости
Итак, сегодня система взимания платы «Платон» новостей в отношении порядка расчета размера взносов не предлагает: взнос зависит от пройденного автомобилем километража и тарифной ставки. На 2018 — 2019 годы он составлял 1,9 руб. (ставка утверждена постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 № 330). Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 744 срок ежегодной индексации платы был отложен до 01.07.2019.
Важно! С 1 июля ставка за 1 км в системе «Платон» увеличена.
Поправки в Налоговый кодекс РФ, введенные законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 249-ФЗ, позволяют учесть сумму взносов за повреждение дороги:
- при расчете расходов по налогу на прибыль — для плательщиков на общей системе;
- при расчете доходов — для плательщиков ЕСН (п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
- при расчете расходов — для плательщиков УСН (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Физическим же лицам предоставляется налоговая льгота в следующих вариантах:
- они освобождаются от транспортного налога при наличии у них автомобиля тяжелее 12 тонн, если сбор с большегрузов превышает налог;
- им позволяют уменьшить налог на сумму сбора с большегрузов, если последний меньше налога.
Усиление контроля за большегрузами
Вместе с тем среди новостей системы «Платон» — разработка контролирующей системы, которая будет следить за большегрузами, пытающимися бесплатно ездить по федеральным трассам.
Однако уже сейчас широко применяются меры для выявления подобных транспортных средств:
- Установление специальных магнитных рамок, позволяющих не только считать номер транспортного средства, но и при помощи боковой камеры определить количество осей на нем, а также габариты. К концу 2018 их количество доведено до 480.
- Оснащение группы мобильного наблюдения специальным оборудованием. К концу 2018 количество автомобилей, оборудованных специальными приборами слежения, достигло 100.
При этом данные с указанных приборов слежения направляются для дальнейшего оформления штрафов.
Важно! С 08.07.2018 законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 154-ФЗ полномочия по наложению штрафов за движение на большегрузах без внесения платы в систему «Платон» переданы от МВД России Ространснадзору.
На 15.01.2019 в системе зарегистрировано более 1 миллиона 100 тысяч транспортных средств (прирост за период с 15.12.2018 по 15.01.2019 составил более 10 тысяч единиц транспорта). Около 90% техники оснащены специальными бортовыми приборами. На всех остальных используются маршрутные карты, которые также являются приемлемым способом оплаты сбора и для иностранного перевозчика.
По данным на 15.01.2019, с помощью указанной системы в бюджет собрано более 63 млрд руб.
***
Итак, последние новости системы «Платон» сводятся к индексации платы с 01.07.2019.