Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Правовое регулирование международных перевозок

Правовое регулирование международных перевозок обеспечивается сразу несколькими межгосударственными соглашениями, договорами. Для каждого из 4 видов транспортных перевозок приняты отдельные правовые акты. Подробнее об этом — в настоящей статье.

Перевозки железнодорожным транспортом

Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, дорожном движении, таможенная конвенция

Монреальская и Варшавская конвенции о воздушных перевозках

Международные морские перевозки

Перевозки железнодорожным транспортом 

Международные перевозки как людей, так и грузов осуществляются из одного государства в другое, в том числе и посредством транзита через третьи страны. Регулирование правовых вопросов, возникающих в ходе такого перемещения, производится международными договорами, которые содержат унифицированные требования и условия.

Приведение к единообразному применению различными государствами норм, регулирующих ж/д транспортировку, началось в 1890 году: между 9 государствами, включая Россию, была заключена Бернская конвенция (называемая также МГК или СИМ), определяющая основные условия договоров ж/д перемещения грузов.

С течением времени МГК дополнялась новыми нормами, присоединялись новые участники.

В 1923 году в Берне принята еще одна конвенция (МПК или СИВ), регулирующая перемещение пассажиров.

В 1980 году в том же Берне разработан единый документ, объединяющий МГК и МПК, содержащий как правовые, так и организационные нормы, — Бернская конвенция о международных ж/д перевозках (КОТИФ).

Она состоит:

  • из основного текста;
  • приложения А (о пассажирах);
  • приложения В (о грузах). 

Примечательно, что изменения в тексте возможны только с соблюдением процедуры ратификации стран-участников, а вот изменения в приложения может внести в упрощенном порядке специально созданный межгосударственный орган — ОТИФ. 

Возможно скоро Россия присоединится к конвенции ООН об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа, открытой для подписания с 04.04.2019.

Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, дорожном движении, таможенная конвенция 

При осуществлении перемещений грузов и пассажиров на автотранспорте применяется право того государства, через которое проходит транспорт (о правилах, действующих в РФ, читайте в статье Правила перевозки грузов автомобильным транспортом). Вместе с тем для нормального функционирования этого вида транспортировки требуется наличие единообразного подхода в отношении:

  • непосредственно самих таких перевозок;
  • ПДД, вида дорожных знаков, сигналов;
  • получения необходимых разрешений на проезд через территорию иностранного государства;
  • урегулирования таможенных и других условий. 

В связи с этим на перемещение автотранспортом совместно с национальным правом распространяются и нормы межгосударственных соглашений. Среди последних можно выделить:

  1. Женевскую конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956. СССР присоединился к данному акту с 01.12.1983.
  2. Венскую конвенцию о дорожном движении от 08.11.1968. Содержит международные требования в части организации дорожного движения.
  3. Женевскую таможенную конвенцию о международной перевозке грузов (конвенция МДП) от 14.11.1975. Определяет условия оформления таможенных процедур. 

Существуют и другие межгосударственные правовые акты, регламентирующие сферу дорожных автоперевозок. 

Монреальская и Варшавская конвенции о воздушных перевозках 

Воздушное пространство подразделяется:

  • на международное;
  • суверенное. 

Правовой режим авиаперевозок определяется тем, через какое пространство пролегает путь. В целом правовой режим авиаперевозок регламентируется:

  • внутренним правом государства;
  • двусторонними межгосударственными соглашениями;
  • многосторонними соглашениями. 

Важнейшим нормативным документом в этой области является Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 12.10.1929, заключенная в Варшаве. Для СССР она вступила в силу с 18.11.1934.

В настоящее время разработано более 50 различных межгосударственных правовых актов об условиях воздушной транспортировки. Одним из последних является Монреальская конвенция о международных воздушных перевозках от 28.05.1999, которая унифицировала нормы Варшавской и Чикагской конвенций. Российская Федерация присоединилась к данному документу (закон «О присоединении РФ к Конвенции…» от 03.04.2017 № 52-ФЗ). 

Международные морские перевозки 

Морская транспортировка с точки зрения правового регулирования международных перевозок считается самой сложной. Объясняется это тем, что происходит оно на основании не только национального права и межгосударственных договоров, но и морских обычаев, которые, в свою очередь, также подразделяются на внутригосударственные и международные.

Основные нормативные акты:

  1. Международная конвенция от 25.08.1924, также известная как Гаагские правила. Документ регулирует отношения, связанные с коносаментом, иными подобными документами и практически всеми видами грузов.
  2. Протокол изменений к Гаагским правилам, подписанный в 1968 году, также именуемый Правилами Висби.
  3. Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 1978 года (известна под названием «Гамбургские правила»). Была разработана для замены Гаагских правил и Правил Висби, однако не достигла этой цели (не все страны к ней присоединились, сейчас действуют все перечисленные документы), несмотря на то что сфера ее действия намного шире ранее принятых. 

Отдельными правовыми актами и соглашениями регулируются чартерные морские перевозки.

***

Таким образом, вопросы правового регулирования международных перевозок определяются многими международными актами и подлежат применению в зависимости от их ратификации определенной страной.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить