Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
25 ноября 2015
3243

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

Правила перевозки грузов на законодательном уровне регулируют порядок перемещения всевозможных видов грузов и условия предоставления транспорта для таких целей. Узнать об особенностях организации процесса автомобильных грузоперевозок можно из нашей статьи.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом
Фото: Фотобанк Лори

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом: общие положения

Договор о перевозке грузов

Сроки осуществления перевозки грузов автотранспортом и ответственность за их несоблюдение

Ответственность перевозчиков за несохранность груза

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом: общие положения

Общие правила перевозки грузов установлены соответствующими транспортными кодексами, уставами, другими законами и разработанными на их основе регламентирующими документами (п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ). Например, при организации и осуществлении грузоперевозок на автомобильном транспорте необходимо учитывать положения:

  • Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • Правил перевозок грузов автотранспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272;
  • Постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090.

Перемещение грузов автотранспортом может реализовываться в следующих видах сообщения (п. 1 ст. 4 Устава):

  • городском;
  • пригородном;
  • междугородном;
  • международном.

В зависимости от вида сообщения и типа груза (например, опасный или скоропортящийся) помимо правил перевозки грузов дополнительно могут применяться положения международных договоров и соглашений (пп. 2–4 Правил).

Договор о перевозке грузов

Транспортировка груза производится на основании договора перевозки (п. 6 Правил).

Субъектами такого договора являются грузоотправитель и перевозчик. Соглашение может быть заключено путем принятия к реализации перевозчиком заказа (или заявки от грузоотправителя — при наличии договора об организации перевозок). Таким образом, договор перевозки является реальным, а не консенсуальным.

Факт заключения такого договора удостоверяется транспортной накладной, составляемой отправителем груза, если иное не принято соглашением сторон (п. 1 ст. 8 Устава). Согласно правилам перевозки грузов транспортная накладная оформляется:

  • по форме приложения № 4 указанных Правил (абз. 2 п. 6);
  • в количестве 3 экземпляров на одну или несколько партий товара, транспортируемых на 1 единице автотранспорта (п. 9 Привил).

Наличие надлежащим образом оформленных транспортных накладных при возникновении споров обычно рассматривается судом как доказательство наличия между сторонами соглашения о грузоперевозке (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2015 по делу № А21-4261/2014).

Существенным условием договора перевозки грузов автотранспортом является предмет соглашения. Согласно п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ перевозчик обязан доставить порученный ему груз в точку назначения и передать его лицу, имеющему соответствующие правомочия принять груз. Грузоотправитель обязан оплатить предоставленную ему услугу.

С учетом имеющейся судебной практики рекомендуется указывать в договоре:

  • подробные характеристики груза (наименование, вес, объем, размеры и т. д.);
  • дату и время отправления груза и его доставки;
  • описание пунктов отправки и назначения;
  • стоимость услуги и порядок произведения расчетов.

Сроки осуществления перевозки грузов автотранспортом и ответственность за их несоблюдение

  1. Предоставление пригодного для перевозки груза транспорта и контейнеров реализуется в сроки, установленные договором (п. 22 Правил). За нарушение условия о вывозе груза, равно как и за непредъявление груза к отправке нарушитель (в первом случае — перевозчик, во втором — отправитель) уплачивает штраф 2-й стороне соглашения в размере 20 процентов провозной платы. Также сторона, чьи права были ущемлены просрочкой, может потребовать возмещение причиненных таким образом убытков (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 Устава).
  2. Сроки погрузки и выгрузки товара оговариваются в соглашении. При отсутствии таких уточнений в договоре необходимо воспользоваться приложением № 6 к правилам перевозки грузов, утвержденным постановлением № 272.
  3. Срок доставки. Время, отведенное для доставки грузов, обычно прописывается в соглашении сторон. При отсутствии такого указания доставка груза до места назначения осуществляется согласно правилам перевозки грузов:
    • в течение суток — в городском и пригородном сообщении;
    • из расчета 24 часа на каждые 300 км расстояния перевозки — в междугородном и международном сообщении (п. 63 Правил).

За просрочку доставки груза предусмотрен штраф, равный 9 процентам от суммы провозной платы за каждые сутки просрочки, но не выше стоимости всей перевозки (п. 11 ст. 34 Устава).

Ответственность перевозчиков за несохранность груза

Перевозчик несет ответственность за всякое повреждение груза или его утрату с момента принятия к транспортировке и до передачи уполномоченному лицу, независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика в нарушении указанного обязательства (п. 1 ст. 796 закона № 14-ФЗ).

Ответственность исключается в случае доказательства перевозчиком того, что груз был поврежден или утрачен в силу внешних обстоятельств, предотвратить которые он не мог. При этом одного указания на факт случившегося форс-мажора недостаточно, перевозчик должен доказать, что с его стороны были предприняты все возможные действия для исключения негативных последствий (постановление президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 14316/11 по делу № А-50-21608/2010).

Согласно правилам перевозки грузов перед обращением с иском к грузоперевозчику необходимо соблюсти претензионный порядок (ст. 39 Устава). Претензии могут быть предъявлены в течение срока давности, составляющего 1 год и исчисляемого с момента повреждения или утраты груза, просрочки доставки и т. д. (ст. 42 Устава).

Таким образом, правила перевозки груза автомобильным транспортом в совокупности с нормами иных отраслей законодательства (в т. ч. Гражданского кодекса РФ и международных соглашений) регулируют отношения, возникающие между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем в процессе территориального перемещения материального объекта — груза.

Правилами перевозки груза предусмотрены основные требования к организации и осуществлению процесса транспортировки грузов, а также меры ответственности за их нарушение.

Факт заключения договора перевозки грузов подтверждается надлежаще оформленной транспортной накладной.

Комментировать 15
Назад Вперед
Читайте по теме
Комментарии
24 мая 2018
Постоянная ссылка
Думаю, вряд ли отменят. Это право суда…
Ответить
24 мая 2018
Постоянная ссылка
Ну тогда надо доказывать, что возникли, и пени соразмерны, а если суд снизит, то обжаловать.
Ответить
23 мая 2018
Постоянная ссылка
Может возникли убытки, просто никто не проверял.
Ответить
23 мая 2018
Постоянная ссылка
Но снижают не так и много. Например, в том деле, где ВС снизил, заявляли 230 тыс., а получили около 180 тыс. Грубо говоря, на 25 % снизил. Не так и много, если правда, не доказано негативных последствий. Не возникло убытков, никто от этого не пострадал и т.д.
Ответить
23 мая 2018
Постоянная ссылка
Все-так это несправедливо кажется. Стороны предполагают (причем, прочитав закон), что если перевозчик нарушит сроки доставки, то он должен оплатить такой-то размер неустойки. Далее перевозчик нарушает, заявляет в суде 333-ю, суд снижает. Будет у перевозчика стимул в следующий раз не нарушать? Нет, не будет. Нарушит и будет надеяться на то, что снизят. А в свете указанной практикой, скорее всего и снизят.
Ответить
22 мая 2018
Постоянная ссылка

Ну что делать, так и получается. С другой стороны, может и хорошо, что суды могут снижать размер неустойки, хоть исключат перегибы в правоприменении.

Ответить
17 мая 2018
Постоянная ссылка

Очень странно, в законе уже прописан ее размер. Значит, уже соразмерно. Получается, что суды говорят законодателю: вы со своими 9 % как-то перегнули, несоразмерно.

Ответить
17 мая 2018
Постоянная ссылка

Определение ВС РФ от 06.03.2018 № 306-ЭС18-110 по делу № А55-3102/2017: если есть несоразмерность неустойки характеру нарушения, то снижают.

Ответить
15 мая 2018
Постоянная ссылка
Интересно, как. Если размер пени предусмотрен в законе… 9 процентов по ст. 97 УЖДТ РФ.
Ответить
05 мая 2018
Постоянная ссылка
Необоснованную выгоду или явную несоразмерность, наверное, будут доказывать.
Ответить
24 апреля 2018
Постоянная ссылка
А они должны это как-то доказать? Или достаточно просто попросить суд? Пока как-то все не особо обосновано…
Ответить
19 апреля 2018
Постоянная ссылка
Думаю, что снизят. См., например: постановление 9го ААС от 20.02.2018 № 09АП-70619/2017-ГК по делу № А40-74978/17.
Ответить
14 апреля 2018
Постоянная ссылка
Ж/д
Ответить
03 апреля 2018
Постоянная ссылка
А какой вид транспорта?
Ответить
29 марта 2018
Постоянная ссылка
Правила перевозки грузов предусматривают возможность того, что перевозчику снизят размер пени за просрочку доставки грузов? Ситуация такая, много споров с перевозчиком и скорее всего он не сможет доказать правомерность увеличения сроков доставки, но думаю, что заявят ходатайства о снижении пени по ст. 333 ГК. Какие перспективы того, что суды и правда снизят?
Ответить
Оставить комментарий
Отправить