Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
03 августа 2018
2969

Обязанности перевозчика по договору перевозки груза

Обязанности перевозчика по договору перевозки груза не сводятся исключительно к его транспортировке. В данной статье мы разберем обязательства перевозчика в зависимости от вида транспорта, ответственность за их невыполнение или некачественное выполнение, а также порядок предъявления ему претензий.

Нормативное регулирование перевозки пассажира и груза

Ответственность при перевозке пассажиров

Срок исковой давности

Какие действия обязуется выполнить перевозчик грузов

Ответственность перевозчика грузов за нарушение договора

Как предъявлять претензии при перевозке автомобильным транспортом

Неосновательное обогащение при перевозке

Нормативное регулирование перевозки пассажира и груза 

Законодательные акты и международные соглашения 

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира или груза закреплены на законодательном уровне, а именно:

  • в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК);
  • Воздушном кодексе РФ (далее — ВК);
  • Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ);
  • Кодексе торгового мореплавания РФ (далее — КТМ);
  • законе «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее — Устав ж/д транспорта);
  • законе «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее — Устав автотранспорта). 

При международной транспортировке груза применяют:

  • Гамбургскую Конвенцию ООН о морской перевозке грузов 1978 года.
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года.
  • Женевскую Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года.
  • Монреальскую Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года. 

Подзаконные нормативные акты 

Подробные сведения об обязанностях перевозчиков можно почерпнуть из подзаконных нормативно-правовых актов, а именно:

  1. Из ряда правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ:
    • от 02.03.2005 № 111 («Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа…»);
    • от 15.04.2011 № 272 («Правила перевозок грузов автомобильным транспортом», далее — правила № 272)
    • от 14.02.2009 № 112 («Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», далее — правила № 112).
  2. Из правил, утвержденных приказами Минтранса России:
    • от 28.06.2007 № 82 («Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов…»);
    • от 05.05.2012 № 140 («Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте»);
    • от 19.12.2013 № 473 («Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом»). 

Ответственность при перевозке пассажиров 

Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа наступает при невыполнении перевозчиком возложенных на него обязательств.

По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется не только переместить лицо и его имущество из одного пункта в другой. Так, транспортные услуги для пассажира поезда сопровождаются (ст. 80 Устава ж/д транспорта):

  • обеспечением его безопасности и сохранности его имущества;
  • соблюдением установленного расписания;
  • выполнением санитарных норм;
  • наличием и возможностью пользования инфраструктурой и др. 

По общим правилам перевозчик независимо от вида транспорта понесет ответственность, если:

  • не подал транспорт к установленному сроку (ст. 794 ГК);
  • задержал отправку транспорта (ст. 795 ГК);
  • допустил повреждение или утрату багажа (ст. 796 ГК). 

Рассмотрим более подробно ответственность по договору перевозки за жизнь и здоровье пассажира на примере железнодорожного транспорта.

В случае смерти пассажира поезда его родственники вправе претендовать на выплату 2 000 000 руб. (ст. 113 Устава ж/д транспорта).

Если в результате роковой поездки человек стал инвалидом, он имеет право на компенсацию в зависимости от установленной ему группы:

  • I гр. — 2 000 000 руб.;
  • II гр. — 1 400 000 руб.;
  • III гр. — 1 000 000 руб. 

При получении увечий, не влекущих установление инвалидности, размер возмещения определяется процентными нормативами, установленными Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164. 

Срок исковой давности 

Срок исковой давности по договору перевозки отличается от общего 3-годичного срока. Так, исходя из п. 3 ст. 797 ГК, перевозчик груза или его клиент обязан успеть заявить свое требование противной стороне в течение 1 года. Дата, с которой начинается отсчет этого срока, определяется в зависимости от вида транспорта, например:

  • при доставке груза по морю — через 30 дней после запланированной даты доставки груза (ст. 408 КТМ);
  • ж/д перевозке — с момента наступления события (ст. 125 Устава ж/д транспорта);
  • просрочке доставки груза автотранспортом — со дня его выдачи (ст. 42 Устава автотраснпорта);
  • воздушной перевозке — с момента получения ответа на претензию или через 45 дней от даты претензии, если оппонент ее проигнорировал (ст. 128 ВК). 

Обратим внимание, что по искам о перевозке пассажиров могут быть установлены особые сроки, например:

  • 3 года — при перевозках по внутренним водам (ст. 164 КВВТ);
  • 2 года — при международных воздушных перевозках (ст. 35 Монреальской Конвенции 1999 года). 

При определении давностного срока суд исходит из правовой природы договора, а не из его названия. Договор на оказание услуг по транспортировке может быть квалифицирован как договор перевозки, тогда применяется сокращенный исковой срок (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.10.2015 № Ф02-5123/2015).

Если договор заключен на организацию и сопровождение перевозок, он может расцениваться как договор на оказание услуг, к которому будет применяться общий давностный срок (постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 № 14269/12). 

Какие действия обязуется выполнить перевозчик грузов 

По договору перевозки груза перевозчик обязуется прежде всего перевезти груз в установленное место и сделать это в установленный срок. 

ВАЖНО! К перевозкам не применяется правило ст. 193 ГК, согласно которому срок, оканчивающийся в нерабочий день, автоматически переносится на следующий рабочий (определение Верховного суда РФ от 05.06.2015 № 307-ЭС14-2603). Следовательно, вверенный груз нужно доставить именно в тот день, который указан в договоре, даже если это выходной. 

Закон не возлагает на перевозчика каких-либо иных обязательств, помимо обязанности доставить груз. Если клиенту требуются дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, например организация погрузки, разгрузки и т. п., в этом случае целесообразно заключить договор транспортной экспедиции со специализированной организацией (гл. 41 ГК). Для получения более подробной информации рекомендуем вам нашу статью Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Ответственность перевозчика грузов за нарушение договора 

За нарушение договора перевозки груза ответственность предусмотрена транспортными уставами и кодексами, в которых, например, установлены такие штрафы:

  • За неподачу простых вагонов под погрузку — 10 руб. за каждую тонну, а рефрижераторных — 20 руб. (ст. 94 Устава ж/д транспорта).
  • За неподачу под погрузку автотранспорта — 5% в час от платы за перевозку по договору в городском сообщении и 1% — в междугороднем (п. 3 ст. 34 Устава автотранспорта).
  • За просрочку доставки груза по железной дороге — 9% в день от провозной платы, но в пределах суммы за перевозку (ст. 97 Устава ж/д транспорта).
  • За просрочку доставки автотранспортом — 9% в день от провозной платы, но в пределах ее полного размера (п. 11 ст. 34 Устава автотранспорта).
  • За просрочку доставки груза самолетом — 25 руб. за каждый час, но в пределах половины платы за перевозку (ст. 120 ВК). 

Помимо установленных штрафов, возможно взыскание убытков. Читайте об этом здесь Какая неустойка взыскивается сверх суммы убытков? 

ВАЖНО! Ответственность по договору перевозки грузов может быть увеличена, но не снижена соглашением сторон (п. 2 ст. 793 ГК). 

Перевозчик должен возместить стоимость утраченного груза. Она определяется по счету поставщика или договору, а в их отсутствие — исходя из рыночных цен (п. 2 ст. 796 ГК). Если цены указаны в накладной на перевозку, рыночная цена неприменима (постановление АС Дальневосточного округа от 06.12.2016 № Ф03-5298/2016). 

Как предъявлять претензии при перевозке автомобильным транспортом 

Предъявление претензии по договору перевозки автомобильным транспортом регламентируется:

  • гл. 7 Устава автотранспорта;
  • разд. VII правил № 272 — при перевозке грузов;
  • разд. VI правил № 112 — при перевозке пассажиров и их багажа. 

При перевозке грузов соблюдение претензионного порядка является необходимым условием перед предъявлением иска. При этом, если перевозчик в течение 30 дней не ответил на претензию, то он не имеет права ссылаться на то, что претензия не соответствовала установленным требованиям, например к ней не были приложены необходимые документы и истцом не был соблюден претензионный порядок (п. 33 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

При фрахтовании досудебный порядок урегулирования спора обязателен, если спор рассматривается в арбитражном суде (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ). О том, что такое фрахт, читайте в нашей статье Договор фрахтования транспортного средства (образец).

Для пассажиров претензионная процедура — необязательный этап.

Однако до составления претензионного письма следует позаботиться о составлении акта, в котором будет зафиксировано нарушение. Он должен быть составлен не позднее 1 дня после произошедшего события. В товарно-транспортной накладной нужно сделать отметку о составлении акта и кратко описать событие. 

ВАЖНО! Если сторона конфликта уклоняется от подписания акта, другая сторона может оформить акт самостоятельно, но до этого необходимо направить оппоненту письменное уведомление. 

Неосновательное обогащение при перевозке 

Неосновательное обогащение (гл. 60 ГК) характеризуется:

  • приобретением или сбережением одним лицом имущества за счет иного лица;
  • отсутствием оснований для такого приобретения, вытекающих из закона или договора. 

Для возврата незаконно полученного предъявляется претензия о неосновательном обогащении по договору перевозки, а затем иск о взыскании неосновательного обогащения (либо сразу иск — при пассажирской перевозке, см. выше).

Неосновательное обогащение по договору перевозки возможно, например, в таких ситуациях:

  • за транспортировку груза была перечислена плата, но перевозка не состоялась по вине перевозчика;
  • перевозчик получил провозную плату в размере большем, чем установлено соответствующими тарифами;
  • вместо нулевой ставки НДС при международной перевозке грузов в соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ перевозчик начислил 18%. 

ВАЖНО! Не признается неосновательным обогащением стоимость проездного билета, если пассажир им не воспользовался (определение Верховного суда РФ от 20.02.2008 № 4-Г08-1). 

*** 

Итак, обязанности перевозчика регламентируются целым рядом нормативных актов в зависимости от вида используемого транспорта. Договорная ответственность перевозчика не должна быть ограничена по сравнению с санкциями, определенными в законе. Для предъявления исков по поводу перевозки грузов установлен срок 1 год.

Комментировать 0
Назад Вперед
Читайте по теме
Оставить комментарий
Отправить