Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Договор международной перевозки - чем регулируется?

Договор международной перевозки, его особенности, основные характеристики, а также нюансы определения права, которым регулируются договоры международной перевозки пассажиров, багажа и грузов, будут рассмотрены в настоящей статье

Международная перевозка и ее виды, правовое регулирование договоров международной перевозки

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов

Коллизии при регулировании договоров международной перевозки

Правом какого государства регулируется договор международной перевозки пассажира

Международная перевозка и ее виды, правовое регулирование договоров международной перевозки 

С особенностями перевозки по российскому праву можно ознакомиться в статье по ссылке: Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).Понятие международнойперевозки раскрывается, в частности, в ст. 1 закона «О государственном контроле…» от 24.07.1998 № 127-ФЗ, согласно которой под автомобильной международной перевозкой понимается перевозка грузов или пассажиров, а также проезд негруженого транспорта через 2 или более страны.

В зависимости от транспорта и предмета перевозки отличается регулирование договоров международных перевозок. Основными документами в области договоров международной перевозки являются:

  • Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция от 12.10.1929).
  • Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28.05.1999; РФ присоединилась к данному документу с оговоркой).
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозкигрузов (далее — КДПГ, от 19.05.1956, Женева).
  • Международная конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (Афинская конвенция от 13.12.1974).
  • Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбург, 31.03.1978; РФ не участвует).
  • Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозкигрузов (Роттердамские правила от 11.12.2008, Нью-Йорк; РФ не участвует). 

Для международной перевозки может быть использован договортранспортной экспедиции (письмо Минфина РФ от 01.02.2013 № 03-07-08/2075). 

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 

Как было отмечено в предыдущем разделе, одним из основных документов относительно договоров международной перевозки является КДПГ. Базовые положения данной конвенции, обязательной для России в силу присоединения СССР к ней 01.12.1983, следующие:

  • цель КДПГ — единообразие оформляемых документов и норм об ответственности перевозчиков (преамбула КДПГ);
  • КДПГ применяется, если места приемки и выдачи груза расположены в разных государствах (п. 1 ст. 1 КДПГ);
  • для применения конвенции хотя бы одна из стран (страна приемки или страна выдачи груза) должна быть участником конвенции (п. 1 ст. 1 КДПГ);
  • место нахождения и гражданство сторон по договору международной перевозки значения для решения вопроса о применении конвенции не имеют (п. 1 ст. 1 КДПГ);
  • в конвенции перечислены случаи, когда она не применяется, в частности при перевозке мебели (п. 4 ст. 1 КДПГ);
  • согласно ст. 3 КДПГ за перевозку отвечает не только сам перевозчик, но и привлекаемые им агенты;
  • согласно ст. 4 КДПГ перевозка подтверждается накладной, при этом утрата накладной, равно как и ее отсутствие или неправильность составления, не влияют на существование перевозочных отношений;
  • накладные составляются в 3 экз. (для отправителя, перевозчика и для сопровождения груза), может быть составлено большее число накладных, если груз следует на разных автомобилях или партиями (ст. 5 КДПГ);
  • если имеют место обстоятельства, препятствующие сдаче груза, перевозчик запрашивает инструкции у грузоотправителя (п. 1 ст. 16 КДПГ). 

Коллизии при регулировании договоров международной перевозки 

Поскольку отношения по международной перевозке осложнены участием в них субъектов из разных юрисдикций, неизбежна проблема коллизий. Рассмотрим некоторые нюансы коллизионного регулирования отношений по договору международной перевозки.

В доктрине отмечается, что коллизионные нормы не регулируют отношения сами по себе, а определяют, право какой страны подлежит применению в рассматриваемой ситуации.

Так, в случае если государство ратифицировало Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.1999 (РФ — участник конвенции в соответствии с законом «О присоединении РФ к Конвенции…» от 03.04.2017 № 52-ФЗ), то в силу п. 1 ст. 1 конвенции она применяется при всякой трансграничной перевозке людей, багажа или груза посредством воздушного судна. Согласно ст. 28 конвенции перевозчик производит незамедлительные выплаты пострадавшему от авиапроисшествия, если это предусмотрено законодательством страны перевозчика.

При этом согласно подп. 1 п. 3 ст. 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) на договоры перевозки не распространяются правила о разрешении коллизий, установленные п. 1 рассматриваемой статьи, а именно: правила, предусматривающие защиту потребителя императивными нормами страны его места жительства. Вместе с тем указанный принцип согласно п. 3 ст. 1212 ГК РФ не применяется, в частности, к соглашениям о туристическом обслуживании, предполагающим перевозку и размещение за единую цену. 

Правом какого государства регулируется договор международной перевозки пассажира 

Рассмотрим вопрос о применимом праве для регулирования договоров международной перевозки пассажиров на примерах судебной практики:

  • при разрешении дела по иску пассажира к немецкой компании «Люфтганза» о взыскании возмещения ущерба и компенсации морального вреда, вызванного задержкой рейса, Самарский облсуд сделал вывод, что к отношениям из договоров международной перевозки подлежат применению нормы страны перевозчика, и удовлетворил иск частично, отказав в компенсации морального вреда, поскольку такая компенсация не предусмотрена применимым правом (апелляционное определение от 17.10.2012 № 33-9645/2012);
  • согласно определению Санкт-Петербургского горсуда от 28.03.2011 № 4270 требования из договора международной перевозки о взыскании убытков в связи с отказом перевозчика совершить перевозку, если они основаны на нормах российского права, не подлежат удовлетворению, поскольку к отношениям применяются правила страны перевозчика;
  • в случае если перевозчиком по договору международной перевозки является субъект страны, входящей в состав Евросоюза, суды также применяют право ЕС (определение Московского горсуда от 22.03.2011 № 33-5554);
  • несмотря на применение российскими судами к отношениям из договоров международной перевозки права страны перевозчика, в практике признается право истца на предъявление иска по его месту жительства исходя из российского законодательства о защите прав потребителей (апелляционное определение Волгоградского облсуда от 06.08.2014 № 33-8342/2014). 

*** 

Итак, договоры международной перевозки регулируются значительным числом актов, среди которых особое место занимают международные конвенции, положения одной из которых (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов) применительно к договору международной перевозки были подробно рассмотрены в статье. Когда в спорных отношениях заключен договор международной перевозки, особое место занимают коллизионные нормы, позволяющие установить, право какой страны подлежит применению. Судебная практика РФ исходит из того, что отношения пассажира и иностранного авиаперевозчика, между которыми заключен договор международной перевозки, во многом регулируются правом страны перевозчика. При этом право на обращение в суд по месту нахождения истца, закрепленное российским законодательством о защите прав потребителей, признается.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить