Как оформить электронный билет на самолет?
Покупкой билета решаются 2 задачи:
- подтверждается заключение договора между перевозчиком и пассажиром,
- бронируется место на конкретный рейс.
Электронный билет на самолет был введен в обращение в 2007 году (п. 50 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.07.2007 № 82). Оформить его можно на официальном сайте авиакомпании или сайте-посреднике, предлагающем разные варианты авиарейсов в следующем порядке.
- В выпадающей форме вводится информация о желаемом рейсе: дата отправления, маршрут, количество пассажиров, их возраст.
- Если поиск билета осуществляется на сайте-посреднике, то выбирается подходящая пользователю авиакомпания.
- После этого бронируется место на самолет. Пассажир вводит информацию о себе, свои паспортные данные, адрес электронной почты.
- Затем в режиме онлайн происходит оплата оформленного билета.
- На электронную почту пассажиру приходит маршрутная квитанция, которую ему нужно распечатать.
Сам билет распечатывать необязательно — вся информация о пассажире хранится в базе данных перевозчика.
Можно ли обменять или вернуть электронный билет?
Порядок возврата или обмена электронного билета устанавливает перевозчик.
Узнать подробнее о процедуре обмена билета можно в нашей статье «Как поменять электронный билет на поезд или самолет». Здесь же отметим некоторые особенности возврата билета:
- Прекращение договора перевозки возможно по инициативе и перевозчика, и пассажира.
- Основания для одностороннего расторжения договора перевозчиком указаны в п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ): например, нарушение пассажиром паспортных, санитарных и иных правил, отказ оплачивать перевоз багажа, превышающего норму по массе, и т. д.
- Последствия отказа пассажира от договора перевозки указаны в ст. 108 ВК РФ. Особых оснований для отказа не требуется.
- Право возврата денег за билет появляется у пассажира по особой договоренности с перевозчиком (фактически после покупки билета, на который перевозчик предоставляет такое право).
- Без указанного в п. 4 соглашения деньги возвращаются, если состояние здоровья пассажира требует особых условий перелета, имеется угроза его ухудшения или безопасности, если пассажир отказался от перелета по причине своей болезни или болезни близкого человека, с ним следующего, либо смерти члена семьи/родственника.
Возврат билета осуществляется через кассу авиакомпании или через интернет — это остается на усмотрении перевозчика.
Перевозчик также решает, в каких размерах взыскивать неустойку за возврат билета (но не больше 25% от стоимости суммированных цены перевозки и затрат перевозчика по расторгнутому договору перевозки).
Как восстановить электронный билет?
Вопрос восстановления электронного билета в последнее время неактуален.
Чтобы возместить траты работника для приобретения электронного билета в целях убытия в командировку или возвращения из нее, в бухгалтерию предприятия нужно предъявить подтверждающие расходы документы.
Согласно письму Минфина РФ от 05.02.2010 № 03-0303-18 таковыми являются:
- документы, подтверждающие расходы на приобретение авиабилета: справка банка о совершении денежной операции, чеки и другие бланки строгой отчетности,
- документы, подтверждающие факт произведенной перевозки: маршрутная квитанция и посадочный талон.
В том же письме указывается, что в случае утери проездных документов в бухгалтерию предприятия можно предоставить копию билета или справку от перевозчика, которой подтверждается проезд лица.
Позже, в письме от 21.09.2011 № 03-03-07/33, Минфин указал, что оправдывающими расходы документами являются:
- маршрутная квитанция;
- посадочный талон.
Если посадочный талон потерялся, допускается справка, в которой содержится подтверждающая поездку информация.
О билете в письме ничего не говорится, поэтому предоставлять его в бухгалтерию не надо. Кроме того, согласно п. 70 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, утеря билета не влияет на действительность договора перевозки.
Таким образом, восстанавливать потерянный билет не нужно.
***
Итак, электронный билет на самолет, вошедший в обиход в 2007 году, можно оформить на официальном сайте авиакомпании или через сайт-посредник. Обменять и вернуть электронный билет можно не всегда. Порядок и условия проведения этих операций устанавливает авиаперевозчик.