Пошаговая инструкция, регламентирующая действия руководителя и собственника после открытия ООО
Скоординировать свои действия после открытия ООО собственникам и руководителю компании, не имеющим опыта ведения хозяйственной деятельности, сложно, поскольку необходимо изучить большой объем нормативных документов, регулирующих различные аспекты.
Поможет определиться с дальнейшими шагами пошаговая инструкция, которую мы составили. Порядок действий должен быть следующим:
- выбрать систему налогообложения;
- определить, необходима ли обществу печать, и изготовить ее;
- получить коды в Росстате;
- выбрать банк и открыть расчетный счет;
- сформировать уставный капитал;
- при необходимости получить разрешительные документы.
Для тех, кто не знает, что делать после регистрации ООО, наша инструкция может стать руководством к действию. Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.
Выбор системы налогообложения после того, как вы открыли ООО
Тем, кто не знает, что делать дальше после открытия ООО, советуем начать с выбора системы налогообложения. Их существует 3 вида:
- Упрощенная система налогообложения, далее — УСН (гл. 26.2 НК РФ). Его использование позволяет значительно снизить налоговую нагрузку, упростить учет и минимизировать налоговую отчетность. Ставки налога бывают 2 видов: 6% от всех доходов или 15% от доходов за вычетом понесенных в отчетном периоде расходов.
- Единый сельскохозяйственный налог, далее — ЕСХН (гл. 26.1 НК РФ). Применяется сельхозпроизводителями, доход которых от сельскохозяйственной деятельности составляет не менее 70%. Ставка налога — 6%, при этом величина доходов уменьшается на величину расходов в отчетном периоде.
- Общая система налогообложения, далее — ОСН. Предполагает Уплату налога на прибыль (по ставке 20%), НДС (по ставкам 0, 10 или 20%), налога на имущество (по ставке до 2,2%).
Важно! После постановки на учет обществу автоматически назначается ОСН. Об изменении налогового режима необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 30 дней (ст. 346.13 НК РФ). Об условиях перехода читайте в статье Каковы условия перехода на УСН?
Обратите внимание! Нарушение сроков уведомления лишает налогоплательщика возможности использовать выбранный налоговый режим до конца отчетного периода.
О том, какую систему налогообложения может выбрать организация, читайте в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Изготовление печати
После того как учредители открыли ООО, у них возникает вопрос о необходимости использования печати.
Вопрос об обязательности изготовления печатей для ООО регулируется законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Согласно его положениям начиная с апреля 2015 года ООО не обязаны иметь круглую печать.
Сведения о наличии печати должны быть отражены в уставе на основании положений п. 5 ст. 2 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
Обратите внимание! Необходимость заверения печатью, при ее наличии у компании, некоторых документов предусмотрена федеральным законодательством.
К таким документам относятся:
- акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
- доверенность, выданная от имени компании (ст. 61 АПК РФ, ст. 53 ГПК РФ);
- двойное складское свидетельство (ст. 913 ГК РФ);
- журнал учета проверок (ст. 16 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.08 № 294-ФЗ);
- трудовая книжка (инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69).
Печать на отчетности и первичных документах
Важно! Арбитражная практика свидетельствует о действительности первичных документов, не содержащих такого реквизита, как оттиск печати. В том числе компании не должны ввиду отсутствия печати на документе лишаться налогового вычета.
Примерами такой практики являются постановления:
- ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2014 № A70-13797/2013;
- ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2014 № Ф03-6588/2013;
- ФАС Московского округа от 20.02.2013 № А40-46820/12-115-275.
С 01.01.2013 унифицированные формы первичных документов, содержащие такой реквизит, как печать, необязательны для использования (информация Минфина России «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 года…» № ПЗ-10/2012), и ООО может разработать и утвердить собственные формы, в которых печать не предусмотрена.
Отсутствие печати на налоговой отчетности, по мнению Минфина, изложенному в письме от 01.02.2013 № 03-02-07/1/2031, не является основанием для отказа в ее принятии налоговым органом.
Получение статистических кодов
Получение статистических кодов, присвоением которых занимается Росстат, дает компании возможность взаимодействовать с налоговыми органами, а также открыть в дальнейшем счет в банке. Как правило, окончив процедуру регистрации, регистрационный орган передает информацию в Росстат, и коды присваиваются автоматически.
Однако в некоторых регионах обращаться за их получением обществам приходится самостоятельно, подав соответствующее заявление. Процедура занимает несколько дней, а после присвоения коды размещаются на официальном сайте Росстата.
Подробнее про получение кодов можно прочитать в статье Как получить коды статистики для ООО?
Открытие расчетного счета
Составляя план, что делать после открытия ООО, необходимо определиться, включать ли в него пункт об изготовлении печати.
Важно! Обязанность открыть расчетный счет для ООО законодательно не закреплена. В соответствии с положениями ст. 2 закона № 14-ФЗ, это его право. Однако существует ряд других законодательных требований, обязывающих компанию иметь расчетный счет:
- Кассовая дисциплина. Лимит наличных расчетов для субъектов предпринимательства установлен в пределах 100 000 руб. по одному договору.
- Максимально возможная сумма наличных средств, которая может находиться на конец рабочего дня в кассе предприятия, составляет 50 000 руб. Превышение лимита чревато штрафными санкциями.
- В соответствии с требованиями ст. 45 НК РФ уплачивать налоги ООО может только в безналичной форме, представив в качестве подтверждения оплаты платежное поручение.
Выбрать банк компания может на свое усмотрение. Обязанность уведомлять налоговую службу об открытии расчетного счета отменена с 2014 года на основании закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ.
Формирование уставного капитала
После открытия счета общество получает возможность сформировать уставный фонд компании в полном объеме.
Важно! Размер и порядок формирования уставного капитала для ООО регламентированы законом № 14-ФЗ. Его размер должен составлять не менее 10 000 руб.
Формируется он за счет вкладов учредителей, доля каждого из которых в уставном капитале фиксируется в уставе. В качестве взноса в уставный фонд могут быть внесены:
- деньги;
- недвижимость;
- ценные бумаги;
- имущественные права;
- другие активы.
При оплате уставного капитала должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального установленного размера уставного капитала, т.е. не менее 10 000 рублей (п. 1.4. Обзора судебной практики, представленного письмом ФНС России от 28.12.2016 № ГД-4-14/25209@). Если учредители приняли решение сформировать уставный фонд в большем размере, то разницу можно оплатить за счет имущества или недвижимости, которое подлежит обязательной оценке независимого эксперта.
В каком порядке формируется уставный капитал, читайте в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Получение разрешительных документов
После того как завершены все процедуры, связанные с открытием счета и получением печати (при наличии указания о ее применении в уставе), учредитель ООО задумывается что предпринять дальше перед началом хозяйственной деятельности.
Следует учесть, что для нормального функционирования компании в рамках правового поля необходимы разрешительные документы, которые свидетельствуют о том, что предприятием соблюдаются установленные законом нормы и правила.
Важно! Осуществление хозяйственной деятельности без установленных законом разрешительных документов (лицензий) является административным нарушением и наказывается штрафом от 40 000 до 50 000 руб. При этом изготовленная предприятием, не имеющим разрешений, продукция, а также сырье и орудия производства, с помощью которых она производилась, подлежат конфискации. Штраф от 4 000 до 5 000 руб. грозит и должностным лицам компании.
Необходимость в разрешительных документах зависит от выбранных компанией видов деятельности. Получить соответствующее разрешение (например, лицензию, свидетельство об аккредитации) она должна до того, как приступит к работе.
В правовой системе РФ существует целый ряд нормативных документов, регулирующих аспекты хозяйственной деятельности, для осуществления которых необходимо получение разрешительных документов. Например:
- ст. 49 ГК РФ;
- закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ;
- ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ;
- ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 и др.
***
Такими должны бытьдействия после регистрации ООО в 2021 году. Выполнив пошагово все перечисленные процедуры, собственники и руководители новых обществ могут не опасаться за законность своих последующих действий, поскольку риск привлечения их к ответственности будет минимизирован. К тому же только после завершения этих мероприятий можно считать, что компания полностью готова к работе.