Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
20 ноября 2018

Обзор практики ВС РФ по спорам об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Президиум Верховного суда (ВС РФ) утвердил 14.11.2018 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка. В обзор вошло 9 правовых позиций, сформулированных высшей судебной инстанцией.

Для справки. Все земли в РФ поделены по их целевому назначению на категории, для каждой из которых установлен свой правовой режим разрешенного использования (подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса).

Существуют следующие категории земель (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта и т. п.;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Градостроительным законодательством предусмотрено понятие территориальных зон как зон, для которых определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГрК РФ). Для каждой территориальной зоны определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Есть следующие виды разрешенного использования:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования (ч. 1 ст. 37 ГрК РФ).

В обзор вошли следующие правовые выводы:

  1. При наличии утвержденных правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования участка без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
  2. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
  3. Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования участка на иной вид, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается, если участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
  4. Не допускается принятие решения о предоставлении разрешения (или отказе в разрешении) на условно разрешенный вид использования участка без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
  5. При предоставлении участка вспомогательный вид его разрешенного использования, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного вида.
  6. Участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, при условии что использование таких участков и объектов капстроительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
  7. Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования участка в случаях, когда вид разрешенного использования участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.
  8. Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования участков.
  9. Вид разрешенного использования участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные или максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить