С вами
с 2015 года

Договор аренды квартиры - образец

Образец договора квартиры аренды предложен в нашей статье. Заключать договор аренды или найма жилья, как описать квартиру в договоре ,чтобы он считался заключенным - читайте статью нашего эксперта.

Понятие договора аренды жилого помещения (квартиры) и его стороны.

Договор аренды жилья заключается между арендодателем (собственником квартиры или управляющим имуществом, например после смерти собственника и до вступления наследников в наслество) и арендатором (тем, кто будет пользоваться квартирой - сам или для проживания других лиц). Арендодатель передает арендатору квартиру во временное владение и пользование на конкретный срок или без указания срока.

Важно разграничивать понятия аренды квартиры и отношений найма, которым посвящены две отдельные главы (34 и 35) Гражданского кодекса.

Обычно отдают в наем - гражданам, в аренду - юридическим лицам. Формального запрета на передачу жилья по договору аренды гражданину нет. А вот сдать жилье по договору найма юрлицу нельзя. Нанимателем может быть только физлицо, намеренное лично проживать в квартире (п. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Арендатором же обычно выступает юрлицо (п. 2 ст. 671 ГК РФ), которое затем предоставляет ее для проживания физическому лицу (например, работнику).

Содержание договоров аренды и найма будет похожим: нужно прописать какое жилье и на какой срок сдается, цену и когда вносится оплата, кто платит "коммуналку", какая мебель и техника идет вместе с квартирой.

Но очень отличаются способы, условия и последствия расторжения договора. Хотите расторгать договоры с жильцами быстро - оформляйте через юрлицо-работодателя жильцов. Для найма жилья расторжение договора и выселение квартирантов гораздо сложнее и проблемнее. Нам даже пришлось рассказать об этой процедуре в отдельной статье:

Расторжение договора найма жилого помещения Подробнее

Важно! Договор аренды жилого помещения заключается письменно, так как его стороной обычно является юрлицо (п. 1 ст. 609 ГК РФ), и требует госрегистрации при заключении на срок более года (п. 2 ст. 609, ст. 651 ГК РФ).

Скачать типовой договор аренды жилья

Скачать образец типового договора аренды квартиры 2021 года можно по ссылке:

Образец договора аренды квартиры Скачать

Скачать образец типового договора найма квартиры 2021 можно здесь:

Бланк договора найма жилого помещения Скачать

Итак, вы скачали бланк договора. Как его заполнить, что нужно обязательно вписать в договор аренды или найма жилья? Мы рекомендуем сосредоточиться на

• корректном указании данных арендатора и арендодателя (или, соответственно, нанимателя и наймодателя), а именно ФИО и паспортных данных, адреса регистрации в шапке договора и в разделе с подписями;
  • подробном описании квартиры (предмет договора),
  • согласовании срока аренды (что касается договора найма жилья - он заключается максимум на 5 лет и если срок не прописать в договоре, то автоматически признается заключенным на 5 лет),
  • согласовании размера оплаты, способа изменить размер оплаты, если рыночные цены аренды вырастут,
  • способе оплаты (на счет переводом или лично в руки под расписку).

Предмет аренды квартиры как существенное условие

Обратите внимание! Главным условием арендного соглашения под страхом незаключенности является его предмет (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Это значит, что необходимо как можно подробнее охарактеризовать жилое помещение, составляющее предмет договора. Нужно указать:

• адрес жилого дома, в котором располагается квартира, номер квартиры, этаж;
  • количество комнат, общую площадь;
  • кадастровый номер.

В нашем образце договора аренды квартиры приведен пример подробной характеристики жилого помещения, сдаваемого в аренду.

Кроме того, в договоре аренды или найма квартиры необходимо:

• либо описать способ передачи (по акту приема-передачи, который является приложением к договору);
  • либо указать, что сам договор подтверждает передачу квартиры арендатору/нанимателю, и подробно описать в разделе «Предмет договора» все имеющееся в помещении имущество, оборудование, бытовую технику, особенности ремонта с указанием их состояния на момент передачи.

Арендная плата как существенное условие

В судебной практике преобладает позиция, что размер арендной платы является существенным условием под угрозой признания договора незаключенным. Она опирается на ст. 654 ГК РФ об арендной плате при аренде зданий (см., например, апелляционное определение Челябинского облсуда от 16.09.2013 по делу № 11-9845/2013, постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2017 № А40-107421/2016).

Это значит, что прописывать в договоре ранеды квартиры размер арендной платы - обязательно.

Сторонам можно рекомендовать предусмотреть отдельно порядок:

• внесения платы за коммунальные услуги;
  • распределения между арендодателем и арендатором различных платежей (за пользование телефоном, интернетом и др.).

В нашем образце договора аренды квартиры коммунальные услуги платятся отдельно от суммы арендной платы и платит их арендатор самостоятельно. Однако возможен и другой вариант: включение коммунальных и других расходов на квартиру в арендную плату и перевод всей суммы арендодателю. Арендодатель затем уже своими силами оплачивает все квитанции. В таком случае используйте формулировку:

"Сумма погашения расходов на уплату коммунальных платежей вычисляется Арендатором самостоятельно по покааниям приборов учета и квитанциям коммунальных организаций, присланным на адрес квартиры. Ежемесячно указанная сумма перечсляется Арендатором на счет Арендодателя до 7-го числа месяца,следующего за месяцем оплаты."

Иные значимые условия аренды квартиры

В готовом бланке найдите перечисленные ниже условия: срок договора, порядок досрочного расторжения. Их можно не писать, однако это вызовет в будущем ненужные споры. Рекомендуем обсудить эти вопросы с арендатором на берегу и включить их в договор.

Как в договоре аренды квартиры прописать срок аренды

Типовой договор аренды квартиры обычно содержит важное для сторон условие о сроке, не относящееся при этом к числу существенных. Стороны могут заключить договор аренды жилья любой продолжительности, в отличие от договора найма, срок которого не может превышать 5 лет. Если условие не согласовано, подразумевается, что жилье арендовано на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).

Способы указания срока:

• датой (до какого числа),
  • периодом ( на месяц, неделю, конкретное количество месяцев, недель, дней).

Порядок досрочного расторжения аренды квартиры

Гражданский кодекс РФ подробно прописал в ст.ст. 619-620, когда допустимо досрочное расторжение договора аренды в одностороннем порядке через суд. Эти правила будут действовать на договор аренды квартиры в любом случае, их даже необязательно включать в текст договора. Аналогично для найма жилья ("как аренда, но между физическими лицами") есть специальные статьи о расторжении договора - ст.ст. 687-688.

Подробно изучить установленные законом основания расторжения договора аренды в суде можно в системе КонсультантПлюс. Чтобы попасть в систему КонсультантПлюс используйте нашу ссылку на бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Но вы можете установить и другие, дополнительные основания для прекращения договора аренды в одностороннем и внесудебном порядке, если арендатор согласен.
Например, прописать отдельной статьей право арендодателя на досрочный односторонний отказ от исполнения договора, если арендатор просрочил коммунальные платежи на несколько дней или заселил в квартиру дополнительных людей не оговорив это с арендодателем.

***

Итак, договор аренды квартиры регулирует взаимоотношения между собственником и арендатором по передаче квартиры во временное владение и пользование. Необходимым условием является только предмет договора — квартира, которая должна быть подробно охарактеризована. На практике к числу важнейших условий стороны относят также срок действия договора, размер арендной платы и порядок ее внесения.

Источники:
Жилищный кодекс РФ