Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
14 февраля 2019

Новое в налоговом законодательстве в 2018 году

Новое в налоговом законодательстве в 2018 году — наиболее интересные изменения, касающиеся работы юриста, а также правила по отдельным налогам, улучшающие или ухудшающие положение налогоплательщиков, мы осветили в этой статье. Из множества новелл мы выбрали наиболее важные и интересные.

Изменения в налоговом законодательстве с 2018 года

Изменения Общей части НК РФ

Смягчение налогообложения с 2018 года: льготы, уменьшение налогов, снижение требований

Ужесточение налогообложения с 2018 года: повышение ставок, введение дополнительных требований, установление налогов

Законопроекты по налогам, принятые Госдумой в 2018

Дополнительно: разъяснение КС РФ и новые нормы по ККТ

Изменения в налоговом законодательстве с 2018 года 

В течение предыдущих 2 лет приняты многочисленные изменения налогового законодательства, вступившие в силу в 2018 году.

В наш обзор не попали нормы технического характера, направленные на текущее повышение ставок или лимитов, в частности:

Мы рассмотрим новое в налоговом законодательстве с содержательной точки зрения, в т. ч. нормы, которые изменяют порядок исчисления налогов, и некоторые важнейшие количественные изменения.

Наибольший интерес для юриста представляют изменения ч. 1 Налогового кодекса (НК РФ), которые получат развитие в 2018 году: новшества по налоговым проверкам и рассрочке уплаты недоимок, введенные в текущем году, и введение специального сервиса ФНС РФ, существенно упрощающего работу по контрагентам. 

Изменения Общей части НК РФ 

Изменение предмета доказывания по налоговым проверкам 

Законом «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 163-ФЗ введены ст. 54.1 и п. 5 ст. 82 НК РФ, предусматривающие следующее:

  1. Не допускается уменьшение налога к уплате за счет искажения информации, имеющей значение для его исчисления.
  2. Уменьшение налога к уплате допускается при соблюдении требований отсутствия цели неуплаты налога и при фактическом исполнении обязательств по совершенной сделке контрагентом или иным лицом, на которое возложено исполнение.
  3. Бремя доказывания наличия искажений или цели неуплаты налога либо фактического неисполнения возлагается на налоговые органы. 

ФНС РФ издала письмо от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ о применении вышеуказанных норм. В частности, сказано, что налоговые обязательства при доказанности уклонения от уплаты налогов перечисленными способами не определяются расчетным путем, затраты не принимаются в расчет в полном объеме.

Практика применения приведенных норм только начала формироваться с 2018 года, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 2 закона № 163 п. 5 ст. 82 НК РФ применяется к налоговым проверкам, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу закона, т. е. после 19.08.2017. ФНС РФ дополнительно обратила внимание на срок вступления изменившихся норм в силу в своем письме от 05.10.2017 № СА-4-7/20116. 

Введение норм о рассрочке по уплате недоимки по налогам и санкций 

Законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ в ч. 1 НК РФ внесены новшества, касающиеся введения рассрочки по уплате доначисленных налоговым органом недоимок по налогам и санкций. Подробности о содержании данных изменений: критериях предоставления рассрочки, условии отмены решения о рассрочке (обжалование решения налогового органа) и т. д. — можно узнать из информационного сообщения, размещенного на нашем сайте.

Рассрочка уплаты — единственный допускаемый НК РФ способ переноса срока уплаты налога (п. 3 ст. 61 НК РФ). Условием ее предоставления является выдача налоговому органу банковской гарантии на сумму задолженности (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

Закон вступил в силу с момента его опубликования (14.11.2017). Фактически практика его применения начала складываться с 2018 года. 

Начало работы нового сервиса проверки контрагентов на сайте ФНС РФ 

ФНС РФ неоднократно обращала внимание налогоплательщиков на необходимость проявления осмотрительности при выборе контрагентов (см. сообщение на нашем сайте о письме ФНС РФ от 12.05.2017 № АС-4-2/8872). Несмотря на смещение акцентов в сфере доказывания, о котором было сказано выше (вместо неосмотрительности подлежит доказыванию умысел), проверка остается желательной.

С 01.06.2018 (на год позже, чем было запланировано ранее) провести ее будет несколько проще, т. к. на сайте ФНС РФ начала размещаться информация о налогоплательщиках, не составляющая налоговую тайну и предназначенная для оценки рисков контрагентами (п. 1.1 ст. 102 НК РФ):

  • название и ИНН;
  • информация о долгах по налогам и пеням;
  • сведения о привлечении к налоговой ответственности;
  • применяемые спецрежимы;
  • участие в консолидированной группе. 

Также доступна открытая информация, указанная в подп. 9–11 п. 1 ст. 102 НК РФ, о среднесписочной численности работающих, суммы уплаченных налогов, доходов и расходов. Сведения будут обновляться ежегодно 1 июня (п. 5 приложения «Сроки и период размещения…» к приказу ФНС РФ «О внесении изменений…» от 27.07.2017 № ММВ-7-14/582@).

Кроме того, в планах Минфина РФ — более жесткий контроль за достоверностью адресов юрлиц, вплоть до исключения из ЕГРЮЛ (см. сообщение на нашем сайте).

Далее рассмотрим основные новшества по отдельным видам налогов. 

Смягчение налогообложения с 2018 года: льготы, уменьшение налогов, снижение требований 

НДС 

Основные нововведения, улучшающие положение налогоплательщиков:

  1. Меры, предусматривающие большую свободу маневра для экспортеров:
  • ставку 0% можно будет использовать не только при экспорте, но и при реализации товаров, в отношении которых применяется реэкспорт, т. е. помещенных ранее под процедуры переработки, свободной таможенной зоны, свободного склада, в соответствии с новой редакцией подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (подп. «а» п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 350-ФЗ, далее — закон № 350);
  • экспортеры смогут отказаться от применения ставки налога 0% в соответствии с новой редакцией абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ (подп. «б» п. 1 ст. 1 закона № 350-ФЗ).
  1. Привлечение туристов. Тax-free для иностранцев, которые смогут получить возврат НДС при вывозе товаров, приобретенных в розницу на сумму от 10 000 руб. в течение 1 дня, вводится ст. 169.1 НК РФ. Услуги по компенсации включены в перечень облагаемых по ставке 0% (подп. 2.11 п. 1 ст. 164 НК РФ). Перечень торговых организаций, участвующих в системе tax free, приняло Правительство РФ во исполнение п. 5 ст. 169.1 НК РФ (см. Постановление Правительства РФ «О реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога…» от 06.02.2018 № 105). Данный перечень действует до 31.12.2018.

Налог на прибыль 

Заслуживают пристального внимания коррективы, внесенные в гл. 25 НК РФ. В частности:

  1. Не облагаются налогом на прибыль неполученные дивиденды или распределенная, но фактически не выплаченная прибыль (новая редакция подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенная подп. «а» п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2017 № 286-ФЗ, далее — закон № 286-ФЗ).
  2. Согласно п. 47 ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее — закон № 335-ФЗ) вводится ст. 286.1 НК РФ, предусматривающая возможности применения инвестиционного налогового вычета по приобретенным основным средствам (возможность действует до 01.01.2028). Возможность введения этого вычета и его условия будут определять власти соответствующего субъекта РФ, поскольку он распространяется только на часть налога, поступающую в региональный бюджет. Основные моменты:
  • вычет можно применить по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения по месту нахождения приобретенных объектов;
  • максимальный размер вычета — 90% от первоначальной стоимости объекта;
  • при применении вычета амортизация не начисляется;
  • вычет не могут применять налогоплательщики, имеющие статус резидентов СЭЗ, ОЭЗ и др. проектов, а также иностранные организации.

Транспортный налог 

Заслуживают внимания следующие изменения по транспортному налогу:

  1. Ранее в статье Последние новости о системе взимания платы «Платон» мы рассказывали о ст. 361.1 НК РФ, устанавливающей на период до 01.01.2019 льготу для владельцев большегрузных автомобилей в целях снижения общего долгового бремени перед бюджетом после введения системы «Платон». Данная статья дополнена п. 3, который предусматривает возможность подачи заявления на применение вычета без приложения оправдательных документов — налоговый орган запросит их по каналам межведомственного взаимодействия (п. 8 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2017 № 286-ФЗ, далее — закон № 286-ФЗ).
  2. Введенные 3 года назад нормы п. 2 ст. 362 НК РФ, предусматривающие дифференцированные коэффициенты 1,1; 1,3; 1,5 для налогообложения по легковым автомобилям стоимостью от 3 млн до 5 млн руб., в зависимости от возраста авто, изменены: устанавливается единое значение показателя 1,1 для всех автомобилей не старше 3 лет (п. 68 ст. 2 закона № 335-ФЗ).

НДФЛ 

В ст. 212 НК РФ предусмотрен порядок налогообложения материальной выгоды. Законом «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 333-ФЗ с 01.01.2018 эта статья дополнена нормой, ограничивающей случаи признания получения дохода в виде экономии на процентах каким-либо из перечисленных случаев:

Тема налогообложения экономии на процентах в отношениях между юрлицами рассматривается в статьях Договор беспроцентного займа между юридическими лицами - образецБеспроцентный заем между взаимозависимыми юридическими лицами. 

Ужесточение налогообложения с 2018 года: повышение ставок, введение дополнительных требований, установление налогов 

НДС 

Важнейшие изменения по НДС внесены законом № 335-ФЗ:

  1. Реализация лома и отходов металлов вновь облагается НДС, завершился 10-летний период действия освобождения, предусмотренного подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Покупатели лома с 01.01.2018 являются налоговыми агентами и обязаны исчислить и уплатить налог. Уточняется, что налоговые агенты исчисляют НДС на основании счетов-фактур, выставленных продавцами (п. 3, подп. «б» п. 5, п. 11 ст. 2 закона № 335-ФЗ).
  2. Ст. 170 НК РФ дополняется п. 2.1, в котором содержится запрет на вычет по приобретениям, сделанным за счет бюджетных субсидий и инвестиций. Соответствующие расходы могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль при условии раздельного учета (подп. «б» п. 12 ст. 2 закона № 335-ФЗ).
  3. Внесено уточнение в п. 4 ст. 170 НК РФ относительно раздельного учета по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС. Пропорциональный метод, закрепленный в абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ, можно будет применять только при наличии раздельного учета. Можно не прибегать к нему, используя «правило 5%». Во всех остальных случаях учет ведется раздельно (подробнее о раздельном учете вы узнаете из статьи на сайте Как вести раздельный учет при совмещении ОСНО и ЕНВД?). Изменение внесено подп. «г» п. 12 ст. 2 закона № 335-ФЗ.

Налог на прибыль 

Поступления от участников или акционеров, направленные на увеличение чистых активов, с 2018 года учитываются в целях уплаты налога на прибыль. Не подпадают под налогообложение только поступления, полученные в качестве вклада в имущество организации, в соответствии со ст. 27 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Порядку оформления в этой ситуации посвящены статьи на сайте Договор о внесении вклада в имущество обществаКак положить взнос учредителя на расчетный счет?. Дополнение в НК РФ внесено подп. «б» п. 1 ст. 1 закона № 286-ФЗ. 

Страховые взносы 

Законом № 335-ФЗ внесены коррективы в порядок уплаты страховых взносов для самозанятого населения: индивидуальных предпринимателей (ИП), нотариусов и др. В частности:

  • Вводится заявительный порядок освобождения от уплаты страховых взносов за предусмотренные в п. 7 ст. 430 НК РФ периоды, когда деятельность не велась, с обязательной подачей в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты и подтверждающих документов (подп. «г» п. 77 ст. 2 закона № 335-ФЗ).
  • Суммы страховых взносов для ИП теперь не привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), и, соответственно, их изменение невозможно спрогнозировать. Так, за 2018 год ИП с доходом менее 300 000 руб. заплатит 26 545 руб. на обязательное пенсионное страхование и 5 840 на обязательное медицинское страхование (п. 77 ст. 2 закона № 335-ФЗ). Коррективы, вероятно, связаны с изменениями законодательства о МРОТ по порядку его исчисления путем привязки к прожиточному минимуму. Подробности — в статьях на сайте Размер МРОТ в 2018 — 2019 годуРазмер МРОТ и страховые взносы у ИП в 2018 — 2019 году.

Налог на имущество 

Представляет интерес отмена введенного в 2014 году на федеральном уровне освобождения от обложения налогом на имущество движимых вещей, отнесенных по бухучету к основным средствам (ОС), предусмотренного п. 25 ст. 381 НК РФ. Данная мера изначально носила, безусловно, временный характер, поскольку налог не был отменен.

Нужно учитывать, что налог является региональным, т. е. его отмена негативно отразилась на бюджетах субъектов РФ. Законом «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее — закон № 401-ФЗ) была восстановлена справедливость и введена ст. 381.1 НК РФ, относящая введение льгот к компетенции законодательных органов субъектов РФ (п. 58 ст. 2 закона № 401-ФЗ).

На региональном уровне данная мера может быть дополнена инвестиционным вычетом по ОС по налогу на прибыль (см. выше). 

Курортный сбор 

В соответствии с законом «О проведении эксперимента…» от 29.07.2017 № 214-ФЗ введен курортный сбор в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях:

  • Взимание сбора начато в 2018, за исключением Республики Крым, где дата начала сбора отложена на 01.05.2019. Планируемое завершение эксперимента — 31.12.2022 (ст. 2 закона № 214-ФЗ).
  • Сбор платят совершеннолетние физлица, проживающие в объектах размещения (зданиях или помещениях, предназначенных для оказания гостиничных услуг или услуг временного проживания) более суток (ст. 3 закона № 214-ФЗ).
  • Сбор перечисляется в бюджет операторами курортного сбора — организациями и ИП, оказывающими гостиничные услуги или услуги по временному проживанию.
  • Период обложения — дни фактического проживания в объекте размещения. Срок уплаты — не позднее момента выезда из объекта размещения.

Законопроекты по налогам, принятые Госдумой в 2018 

Рекомендуем обратить внимание на поправки, которые внесены в НК РФ в 2018 году:

  1. Закон «О внесении изменений …» от 03.08.2018 № 302-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 06.08.2018), который предусматривает изменение:
  • П. 2 ст. 88 НК РФ о сокращении срока камеральной налоговой проверки для проверки деклараций по НДС с 3 до 2 месяцев, однако, обнаружение при установлении признаков возможного нарушения влечет продление срока до 3-х месяце . Подробнее о сроках проверки можно узнать из материала на сайте Срок проведения камеральной налоговой проверки.
  • Подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ в части ограничения предмета повторной выездной проверки по уточненной декларации правильностью исчисления налога на основании измененных показателей.
  • Ст. 101 НК РФ (введение п. 6.1 об оформлении и сроках вручения акта по дополнительным мероприятиям по проверке) и др.
  1. Законом «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 232-ФЗ о введении:
  • единого налогового платежа, перечисляемого физлицом в счет предстоящей уплаты земельного, транспортного налога, налога на имущество. Зачет платежа в счет уплаты налога будет проводиться налоговым органом.
  • уплаты налогов физлицами через кассу местной администрации, МФЦ или почту и др.

Дополнительно: разъяснение КС РФ и новые нормы по ККТ 

Кроме новых норм, введенных законодателем, в работе желательно учитывать разъяснения, которые также будут влиять на формирование правоприменительной практики. Так, КС РФ указал на обязательность дачи ответов на запросы для Минфина РФ и ФНС РФ, особо подчеркнув недопустимость отсылки обратившегося к другому госоргану (см. информациюна сайте).

Для большинства налогоплательщиков представляют интерес изменения законодательства о контрольно-кассовой технике (ККТ). На нашем сайте сообщалось о продлении отсрочки по применению онлайн-ККТ для отдельных видов деятельности и о возможности предъявления к вычету затрат на покупку онлайн-кассы.

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2018 № 192-ФЗ внесены поправки по интернет-торговле и некоторым другим моментам. Кроме того, вышли важные разъяснения ФНС РФ о возможности вести расчеты без онлайн-ККТ при техническом сбое. 

*** 

Итак, с 2018 года введены изменения налогового законодательства как технического, так и содержательного характера. Многие из них увеличивают налоговое бремя, однако предусмотрены и новые льготы, послабления, нормы, совершенствующие порядок администрирования налогов и страховых взносов. Законодатель отказался от некоторых федеральных мер поддержки бизнеса и предусмотрел больше полномочий в этой области для субъектов РФ.

О новшествах 2019 года читайте в нашей статье Какие изменения в налоговом законодательстве ожидают налогоплательщиков с 2019 года

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить