ФНС РФ в письме от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@ выступила в защиту своих сотрудников, в адрес которых поступает большое количество нареканий от налогоплательщиков из-за отказа отвечать на вопросы и выполнять другие действия (например, заполнять декларации).
ФНС считает, что ее сотрудники обязаны информировать налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, Административный регламент ФНС, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н), но не консультировать их. Различие в следующем:
- В рамках выполнения обязанности по информированию ответственный сотрудник территориального налогового органа предоставляет налогоплательщику полную, достоверную, актуальную информацию по интересующему его вопросу.
- В отличие от информирования, консультирование представляет собой разъяснение заявителю всех возможных вариантов решения проблемы, последствий каждого из них и рекомендации об оптимальном способе решения.
- Законодательством РФ не предусмотрено оказание налоговыми органами консультационных услуг налогоплательщикам (по заполнению деклараций (расчетов), трактовке законодательства РФ о налогах и сборах).
- Ответы налоговых органов на запросы налогоплательщиков в рамках предоставления услуги по информированию не являются нормативными правовыми актами, не влекут изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержат норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, и носят информационный характер.