Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Секрет хорошей жалобы

Все материалы сюжетов «В помощь корпоративному юристу» , «Юристу претензионного отдела»
Как написать жалобу, на которую не ответят пустой отпиской? Раскрываем секреты юристов. Жалоба в административный орган исправно помогает гражданам, но пригодится и организациям. Главное — правильно ее составить.

Какая жалоба поможет решить проблему

Эффективность жалобы в госорган (о жалобах в рамках судебного процесса мы рассказываем в другой статье) базируется на трех китах:

  • верном выборе адресата;
  • реальном факте нарушения прав заявителя;
  • точной формулировке требований.

Эти основы успешной жалобы связаны друг с другом. Список требований зависит от компетенции органа-адресата, а выбор органа — от наличия у него нужных полномочий. Нарушение же прав предположительно должно устраняться именно теми действиями, на которые правомочен адресат.

Поясним подробнее.

Выбор адресата жалобы

Из множества административных органов нужно выбрать именно тот, который вправе выполнить нужные действия.

Подумаем о цели жалобы. Вы пишете ее, чтобы устранить нарушение своих прав.

Найдите нормативный акт о полномочиях органа — предполагаемого адресата жалобы. Обычно это постановление Правительства РФ или приказ министерства, ведомства. Там в общем сказано, какие вопросы орган курирует, что он вправе делать для реализации полномочий.

Пример

В постановлении Правительства РФ «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» от 07.04.2004 № 189 сказано, что ФАС РФ контролирует соблюдение законодательства о рекламе.

В Положении о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, установлено, что ФАС РФ вправе выдавать обязательные предписания в случаях, установленных законодательством о рекламе, а также возбуждать и рассматривать административные дела о нарушениях в области рекламы.

Вывод очевиден: если нарушены ваши права в сфере рекламы, то адресатом жалобы должна стать ФАС РФ. Она вправе и устранить нарушение прав предписанием, и наказать виновного в рамках КоАП РФ.

Факт нарушения прав заявителя

Разумеется, возникла какая-то проблема, раз вы собираетесь писать жалобу. Но важно показать факт нарушения прав, сделать его очевидным для административного органа, будь то жилищная инспекция, ФАС и т. п.

Как это сделать:

  1. Находим правовую норму, подтверждающую, что у заявителя есть право (получить материальные блага, доступ к документам, пользоваться территорией и др.).
  2. Поясняем, что это право невозможно реализовать: мешает тот, на кого жалуемся.
  3. Перечисляем действия нарушителя и поясняем, почему они неправомерны, ссылаясь на закон.

Остановимся на минуту и разберемся, зачем пояснять неправомерность действий нарушителя права. Дело в том, что в некоторых ситуациях нарушение чужих прав — это правильное и добросовестное действие. Так, правомерные действия, нарушающие чужое право, могут быть вызваны общественным интересом или совершаться должностным лицом для выполнения своих обязанностей.

Пример

Пристав выселяет гражданина из жилья согласно исполнительному листу, выданному судом. Затем решение суда отменяет кассационный суд. Чтобы вернуться в квартиру, выселенному гражданину нужен специальный механизм под названием «поворот исполнения». Обжаловать действия судебного пристава бессмысленно: в тот момент, когда он исполнял судебное решение, оно было действующим и обязательным к исполнению.

Поэтому, чтобы административный орган не сомневался в нашей позиции и удовлетворил жалобу, нужно сразу ему показать: нарушитель действовал незаконно.

Если есть риск встречных претензий со стороны нарушителя, госорган скорее посоветует заявителю обратиться в суд — и будет совершенно прав. Встречные претензии — вероятный спор о праве, а такие дела рассматриваются только судом.

Точная формулировка требований

Если написать, не задумываясь о результате, «прошу разобраться и устранить нарушение», скорее всего, мы получим дежурный отказ.

Требования, перечисленные в жалобе, должны:

  1. Быть в компетенции органа-адресата. Вспомним: именно так мы выбирали, куда жаловаться, — по компетенции.
    Но, формулируя требования, мы должны быть, насколько возможно, конкретны. Например, орган, который вправе выдавать предписания об устранении нарушений, стоит просить именно о выдаче предписания. Тогда сотрудник госоргана может действовать четко по инструкции. Удовлетворяя такую удобную жалобу, сотрудник госоргана повышает свои показатели эффективности. Поэтому бюрократическая машина госоргана будет работать на вашу жалобу, а не бороться с ней.
  2. Очевидно устранять нарушение права заявителя. Должно быть кристально ясно: жалоба подана для восстановления прав заявителя, а не с целью причинить вред конкуренту. Если было формальное нарушение закона, но права заявителя не пострадали, велик риск отказа в жалобе.

Поэтому, даже когда основная цель жалобы — привлечь виновника к административной ответственности, желательны дополнительные требования об устранении нарушения.

Структура жалобы

Мы привыкли излагать фабулу дела, а затем переходить к просьбам. Это стандартная структура любого обращения:

  1. Обстоятельства дела (т. е. нарушения прав заявителя).
  2. Законное обоснование прав заявителя и неправомерности поведения нарушителя.
  3. Просьбы к контролирующему органу о нарушении права.

Однако если госорган рассматривает большой поток жалоб, у вашего обращения есть шанс затеряться в горах аналогичных документов. Поэтому рекомендуем привлечь внимание должностного лица — начать жалобу с упоминания просьбы и перейти к убедительному обоснованию. Чего мы этим добьемся? Сотрудник госоргана сразу поймет, что жалоба направлена точно по подведомственности, и отписать ее в другой орган не получится. В конце жалобы можно, следуя стандартной структуре, еще раз заявить свои требования, раскрыть их более подробно, чем в начале документа (например, со ссылками на закон).

***

Итак, жалоба в административный орган — прекрасный эффективный инструмент защиты прав. Однако, готовя жалобу, не стоит забывать, что административный орган решает государственную задачу, а не обслуживает прихоти заявителей. Поэтому просьбы заявителя должны соответствовать задачам госоргана, а мотивировка жалобы — базироваться на нарушении законного права заявителя. Следуя этим советам, вы сможете составлять эффективные жалобы.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить