Минимальный набор навыков
Итак, вы собираетесь начать работать на себя. Очевидно, что придется продавать клиентам свои профессиональные качества. А для этого их нужно трезво оценить.
Само по себе число лет стажа по специальности — только цифра. Опыт работы может быть разным, в т. ч. не востребованным в частной практике.
Недостаточно опыта только договорной работы или только в сфере недвижимости. Когда мы начинаем выполнять не задания руководителя, а запросы клиента, мы должны предоставить клиенту конкретный результат, а не блестяще составленные документы.
Нет гражданско-правовых способов защитить права клиента? Пробуем возбудить уголовное или административное дело. Должник нашего клиента скрывается и прячет имущество? Берем под контроль исполнительное производство: торопим приставов жалобами и помогаем им информацией.
Программа-минимум для частной практики:
- гражданское право;
- административное право;
- трудовое право;
- исполнительное производство;
- процессуальные отрасли (ГПК, АПК, КАС, производство по КоАП).
Такой программы-минимума достаточно, чтобы работать частным юристом с физлицами. Обеспечивать правовую помощь юрлицам сложнее: ваши клиенты могут работать в самых разных сферах и ожидают, что вы будете компетентны в нужной отрасли законодательства. Конечно, невозможно быть профи во всех отраслях. Но хорошее знание теории права позволит освоить новое в сжатые сроки, удивив оппонента в суде отличным знанием составных частей ж/д стрелочного перевода или базиса поставки DAT.
Особый, крайне важный набор навыков — умение общаться с клиентом. Придется научиться:
- абстрагироваться от эмоций;
- сохранять деловые, но дружелюбные отношения;
- верить только фактам, т. к. клиент может намеренно или ненамеренно вводить вас в заблуждение (вот потом в суде будет сюрприз!).
Ну и конечно, нужна самодисциплина и готовность долгое время работать, не видя результата.
Организация времени и работы
При частной практике юрист один. Нет секретариата, которые сделает сотню копий для суда, администратора, чтобы оплатил офис и интернет. Поэтому в первую очередь необходимо все организовать.
Организация — это очень важно.
Начните с двух вещей:
- СПС (справочной правовой системы, например Консультант+). Без нее ничего не получится, и вы не сможете обеспечить качественные услуги.
- Современного способа организации времени: GTD (getting things done, например, приложение Chaos Control), либо «Kanban-доска» (из бесплатного лучшее — Trello).
Техническая работа
Полученным временем нужно грамотно распорядиться. Есть возможность привлечь стажера/помощника к технической работе (забрать корреспонденцию, подать документы в орган власти, подготовить документы к суду) — пользуйтесь. 300 страниц доказательств в нескольких экземплярах съедят все время, необходимое на подготовку и оформление правовой позиции.
В поисках помощника предлагаю ориентироваться на отличника/отличницу с юрфака. Почему? Специфика обладателей красных дипломов в том, что они хорошо строят алгоритмы и их исполняют, а если еще и креатив есть — это бинго.
Пусть помощник готовит простенькие иски или типовые документы. То есть применяем его труд там, где уже разработали «рыбу» документа или лично попробовали и объяснили ему процедуру. Можно давать готовить копии документов к делам. Проверить, все ли документы на месте, — отдельная работа. Но и ее можно упростить: внедрите составление листов описи документов — они помогут и помощника контролировать, и самому ничего не забыть. При работе с материалами дел собственные листы описи — must have.
Транспорт
Вопрос с транспортом не стоит. Зарабатываете — садитесь на машину. В мегаполисе (Москве, например) удобно пользоваться такси или каршерингом. Общественный транспорт тоже шикарная альтернатива с учетом временных расходов.
Учтите одну заповедь: никогда не опаздывайте в суд. Это табу!
Офис
Реальный офис — наше все. Нет офиса — нет хороших клиентов. Запомните это. С хорошими юристами в кафе встречаются после успешного дела. Про дом молчу… Если, конечно, это не квартира на Патриарших прудах с собственным кабинетом и отдельным входом.
Да, совсем забыл… Оставьте время на самообразование, иначе, погрязнув в рутине сегодняшнего дня, завтра будете неинтересны клиентам. Сегодня мир (а соответственно, и бизнес, и законодательство) меняется очень быстро: наработанные 2 года назад навыки могут уже не пригодиться.
***
Прочитали мои советы, и кажется, что дорого и сложно? Ощутили дискомфорт? Да, дискомфортно, рост — он такой. Что до расходов, то в начале экономить не надо — надо расти. Рассматривайте траты как инвестиции, а не как расходы.
Как найти клиентов - читайте здесь
Полезная статья! Побольше бы таких.
Здравствуйте!
Рады, что Вам понравилось. Обязательно продолжим и разовьем эту тему.