Использование контрольной техники
ККТ (контрольно-кассовая техника) используется в деятельности как организаций, так и частных предпринимателей. Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — ФЗ о ККТ) установлены требования к субъектам бизнеса, заключающиеся в использовании кассовых аппаратов и других машин, относящихся к ККТ.
Важно! ФЗ о ККТ определено, что если предприниматель или организация в процессе своей работы производят расчеты, то они обязаны приобрести кассовую машину, зарегистрировать ее в налоговой службе и в дальнейшем использовать в соответствии с требованиями закона (см. ст. 5 ФЗ о ККТ). Исключения из данного правила содержатся в ст. 2 ФЗ о ККТ.
Подробнее о процессе регистрации фискальной техники и особенностях ее использования можно узнать из статьи «ККТ для ИП — регистрация и применение». В ней же имеется информация о лицах, которым разрешено заниматься бизнесом без ККТ.
Снятие с учета кассовой техники: основания, порядок, документы
Основаниями для снятия кассовой техники с учета являются:
- передача техники другому пользователю;
- порча, негодность, хищение или утрата техники.
Пользователю кассовой техники нужно представить в любой налоговый территориальный орган в срок не позднее 1 рабочего дня со дня передачи аппарата или обнаружения факта утраты заявление со следующими данными:
- наименование компании или ФИО пользователя техники;
- его ИНН;
- заводской номер машины;
- сведения о хищении или утраты техники (при наличии таких фактов).
Обратите внимание! Сотрудникам налоговой службы предоставляется 10 рабочих дней для рассмотрения заявления налогоплательщика и выдачи карточки о снятии ККТ с учета (п. 7 ст. 4.2 ФЗ о ККТ).
Такая карточка направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью через:
- кабинет ККТ;
- оператора фискальных данных.
За получением такой карточки на бумаге необходимо будет обратиться в налоговый орган.
Действия налоговых работников при снятии с учета кассовой машины
Действия сотрудников налогового органа после получения всех требуемых для снятия с учета ККТ документов включают:
- сверку данных, записанных в заявлении, с информацией, указанной в остальных представленных документах, а также со сведениями, которыми обладает сама налоговая служба;
- уведомление налогоплательщика о необходимости устранения недостатков в документах, если представленные документы оформлены не в соответствии с установленными требованиями.
Уведомление должно быть направлено не позже следующего дня за сдачей документов, а субъект предпринимательства, подавший заявление, обязан исправить эти недостатки в течение 1 дня после того, как он был извещен. При их неустранении снятие с учета фискальной машины производиться не будет.
В этом случае налоговая служба по истечении 5 дней должна направить заявителю письменное сообщение об отказе в снятии с учета с перечислением причин такого отказа. Сданные заявителем документы возвращаются с этим письмом.
Обратите внимание! В случае если снятие с учета происходит в связи с утерей, кражей или порчей кассовой машины, специалист налоговой службы имеет право запросить у заявителя подтверждающие этот факт документы.
При соответствии документов всем требованиям сотрудник налоговой службы вместе с работником сервисного центра снимает показания счетчиков ККТ, о чем составляется акт (см. п. 82 приказа Минфина России от 29.06.2012 № 94н).
Снятие с учета техники налоговым органом самостоятельно
Как известно, применение кассовых аппаратов возможно только в случае, если те внесены в специальный Реестр (подробнее об этом можно узнать из публикации «Государственный реестр контрольно-кассовой техники»). ФЗ о ККТ предусмотрел случаи, когда аппараты могут быть сняты с регистрационного учета налоговыми органами самостоятельно без представления соответствующего заявления. Это возможно, когда:
- выявлена техника, не соответствующая законодательству о применении ККТ. В этом случае возможна повторная регистрация машины после устранения выявленных нарушений (п. 15 ст. 4.2. ФЗ о ККТ);
- истек срок действия ключа в фискальном накопителе применяемой машины. В таком случае пользователь должен в течение 60 дней представить в налоговую инспекцию все хранящиеся на таком накопителе данные, имеющиеся на момент снятия машины с учета (п. 16 ст. 4.2. ФЗ о ККТ).
- в ЕГРЮЛ внесена запись о приращении деятельности юрлица, либо в ЕГРИП - о прекращении деятельности предпринимателя (п. 18 ст. 4.2. ФЗ о ККТ).
Важно! С 01.07.2017 года производится снятие с учета техники, не соответствующей требованиям ФЗ о ККТ без заявления пользователя. При этом пользователи не должны привлекаться к административной ответственности при наличии обстоятельств, свидетельствующих, что такое лицо предпринимало меры, направленные на соблюдение действующего законодательства (подробнее см. Письма Минфина от 30.05.2017 № 03-01-15/33121 и ФНС от 20.06.2017 № ЕД-4-20/11671).
Хранение документов
Применяемый в машинах фискальный накопитель должен обеспечивать хранение в неизменном виде в течение 30 дней реквизитов следующих фискальных документов (п. 4 ст. 4.1. ФЗ о ККТ):
- отчет о регистрации и изменении ее параметров;
- отчет об открытии смены;
- кассовый чек и коррекционный чек;
- отчет о закрытии смены и фискального накопителя;
- отчет о состоянии расчетов;
- подтверждение оператора.
В течение всего срока службы фискального накопителя и в течение 5 лет с момента окончания его использования должны сохраняться реквизиты отчета:
- о регистрации;
- об изменении параметров регистрации;
- о закрытии фискального накопителя.
Важно! Обязанность по хранению фискальных документов возложена также на оператора фискальных данных, осуществляющего их передачу в налоговый орган (п. 2 ст. 4.5 ФЗ о ККТ).
В случае, когда аппарат применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу данных в налоговые органы через операторов, фискальные данные передаются в налоговую инспекцию пользователем машины в случае ее перерегистрации или снятия с учета. Информация передается на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет ККТ (п. 14 ст. 4.2. ФЗ о ККТ). В целях считывания информации можно обратиться и непосредственно в налоговую инспекцию (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@).
***
Итак, процедура снятия с учета ККТ осуществляется налоговым органом по заявлению предпринимателя или по собственной инициативе в случае выявления несоответствия техники предъявляемым требованиям, истечения срока действия ключа фискального накопителя либо прекращения деятельности такого предпринимателя.