Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
18 августа 2019

Что гласит закон о замене ККМ в 2019 году?

Замена ККМ в 2019 году по закону № 54-ФЗ уже проведена большинством налогоплательщиков, за исключением освобожденных от применения ККТ на временной или постоянной основе. Об обновленных положениях закона, о том, кого освободили от онлайн-касс до 2021 года — в нашей статье.

Замена кассовых аппаратов на онлайн-кассы: цели и объем нововведения

Отсрочка по применению ККМ с фискальным накопителем, постоянное освобождение от применения онлайн-кассы, освобождение от передачи данных онлайн

Требования к новым ККМ и кассовым чекам по новому закону

Реестры ККТ и ФН

Регистрация ККТ в новом порядке

Снятие онлайн-кассы с учета

Замена кассовых аппаратов на онлайн-кассы: цели и объем нововведения 

В 2017 году законодательство о контрольно-кассовой технике (ККТ) существенно обновилось за счет вступления в силу норм, внесенных в закон «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее  закон № 54-ФЗ) законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее  закон № 290-ФЗ).

Цели нововведений сформулированы в пояснительной записке Правительства РФ к законопроекту № 968690-6:

  • снижение административной и финансовой нагрузки;
  • сокращение объема теневого оборота;
  • автоматическое выявление зон риска правонарушений для проведения точечных результативных проверок. 

Выполнение всех этих задач обеспечивается следующим образом: все предприятия, осуществляющие расчеты, за свой счет переходят на новый тип контрольно-кассовых машин (ККМ), обеспечивающий взаимодействие и поддержку работы встроенного фискального накопителя (ФН), аккумулирующего сведения о проведенных операциях и передающего их в режиме онлайн через оператора фискальных данных (ОФД) в налоговые органы.

Применение ККМ теперь охватывает полностью все безналичные расчеты, а не только оплату платежными картами, как это было ранее.

В 2018 законом «О внесении изменений…» от 03.07.2018 № 192-ФЗ реформа была продолжена. Из названия закона исключено упоминание расчетов с использованием электронных средств платежа, по тексту закона данный вид платежа заменен понятием «безналичный расчет». Откорректированы случаи, когда ККТ может не использоваться, внесены другие поправки.

Отсрочка по применению ККМ с фискальным накопителем, постоянное освобождение от применения онлайн-кассы, освобождение от передачи данных онлайн 

По законам № 54-ФЗ и № 290-ФЗ не применяют ККТ следующие субъекты:

  1. Временно, до 01.07.2019 (п. 7.1, 8, 11.1 ст. 7 закона № 290-ФЗ), — налогоплательщики на патенте или едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) при условии выдачи подтверждающего документа по требованию покупателя (подробности читайте в статье на сайте Можно ли работать на ЕНВД без кассового аппарата?), лица, оказывающие услуги с выдачей бланков строгой отчетности (БСО), владельцы торговых автоматов. 
  2. Временно, до 01.07.2021 - ИП, которые продают товары и услуги, созданные своими руками (закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ).
  3. Освобождаются от применения ККМ (за исключением торговли через автоматы, т. е. без участия персонала, а также продажи подакцизного товара, например сигарет, п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ) продажа периодики в киосках, расчеты за школьное питание, расчеты при торговле на рынках непродовольственными товарами, кроме включенных в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р (оборудование, верхняя одежда и др.), и некоторые другие сделки (пп. 2, 6, 9 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
  4. Могут работать без ККТ медицинские и фармацевтические организации в сельской местности, а также субъекты рынка, работающие в труднодоступных районах (пп. 3, 5 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Работать автономно, без передачи информации онлайн, но с использованием ККТ нового типа могут субъекты торговли, расположенные в отдаленных местностях, при условии соответствия определенным критериям (население не более 10 000 человек, приказ Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616), включенные в региональные списки (письмо ФНС РФ от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435).

Требования к новым ККМ и кассовым чекам по новому закону 

Современные ККМ — это компьютерные устройства, которые способны записывать, передавать по интернету информацию в налоговый орган через посредничество оператора фискальных данных, хранить фискальные данные, печатать кассовые чеки (ККМ для интернет-магазинов могут не обладать этой функцией). Кроме того:

  • поддерживается внесение в кассовый чек большего, чем ранее, количества реквизитов (до 21);
  • существуют ККМ, предназначенные исключительно для передачи кассового чека покупателю в электронном виде (для интернет-торговли);
  • будут применяться ККМ для услуг (с функцией печати БСО). 

Вся информация о совершенных сделках передается в налоговые органы и доступна потребителю для проверки. Обязательным реквизитом кассового чека является название сайта, на котором его можно проверить (ч. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ).

Законом установлено требование к качеству бумажного кассового чека: он должен сохранять различимость отпечатанного на нем текста в течение 6 месяцев (ч. 8 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ). Учитывая, что сроки давности для обращений более длительные (об этом — в статье Максимальный срок давности по защите прав потребителей), получение электронного кассового чека для покупателя становится предпочтительным.

Можно предположить, что сформировавшиеся ранее подходы в судебной практике (подробности — по ссылке: Можно ли осуществить возврат товара без чека (нюансы)?), когда допускалась защита прав потребителя без предъявления чека, после изменения закона № 54-ФЗ также претерпят изменения. 

Реестры ККТ и ФН 

Главное требование к ККМ — совместимость с ФН, который является средством защиты, записи, хранения, шифрования, расшифровки и аутентификации фискальных данных.

Кассовый аппарат и ФН можно использовать при условии их наличия в реестрах и после регистрации в ФНС РФ. После исключения из реестров использование оборудования приравнивается к неприменению ККМ.

Вместо 1 реестра ККТ в настоящее время ведется 2: в один включаются новые модели ККМ, совместимые с ФН, а в другой — фискальные накопители. Оба реестра согласно ст. 3 закона № 54-ФЗ ведет Федеральная налоговая служба. В п. 9 ст. 3 закона № 54-ФЗ содержится указание об обязательном размещении реестров ККТ и ФН на ее сайте. Подробнее о реестре ККТ читайте в материале Реестр контрольно-кассовой техники.

До регистрации ККМ и ФН проходят экспертизу на соответствие требованиям закона № 54-ФЗ. 

Регистрация ККТ в новом порядке 

Для использования ККМ в хозяйственной деятельности необходимо зарегистрировать ее в ФНС РФ (ст. 4.2 закона № 54-ФЗ). Кроме применявшегося ранее варианта регистрации путем подачи заявления в виде бумажного документа, сейчас есть более удобный способ регистрации через кабинет ККТ, порядок ведения которого утвержден приказом ФНС РФ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/232@.

О порядке регистрации можно узнать из статьи на сайте Порядок регистрации кассового аппарата в налоговой для ООО. Его особенности:

  • Регистрация ККТ, не включенной в официальный перечень или содержащей отсутствующий в реестре ФН, не допускается (п. 13 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ).
  • Обращению в ФНС РФ должны предшествовать подключение онлайн-кассы к интернету и заключение договора с оператором фискальных данных (ОФД). ОФД — это новый участник отношений, роль которого заключается в посредничестве между пользователем ККМ и налоговыми органами при передаче информации.

Снятие онлайн-кассы с учета 

ККТ может быть снята с учета пользователем также 2 способами:

  • с оформлением документов в бумажном виде;
  • через кабинет ККТ на сайте ФНС РФ. 

Закон № 54-ФЗ сейчас предусматривает множество вариантов, при которых регистрация ККТ прекращается налоговыми органами в одностороннем порядке.

Особенностью новых ККМ является зависимость работы от срока действия ключа фискального признака в ФН. В настоящее время он не превышает 36 месяцев (есть и более краткосрочные варианты). По истечении этого срока ККТ автоматически снимается с регистрации, необходима замена этого ключа и перерегистрация кассового аппарата.

Есть и другие случаи, когда налоговые органы прекращают регистрацию ККТ в одностороннем порядке (ст. 4.2 закона № 54-ФЗ). Об этом рассказывается в статье на сайте Какой порядок снятия с учета ККТ (нюансы)?. При снятии с учета больше не потребуется составление акта с участием налогового инспектора, достаточно будет направить в ФНС РФ сформированный при помощи ФН отчет (п. 14 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ). 

***

Таким образом, новая редакция закона № 54-ФЗ, действующая в 2019 году, предусматривает широкое введение онлайн-касс в разные сверы коммерции. Вместе с тем, она в очередной раз откладывает полный переход на онлайн-кассы - до 2021 года.

 

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить