Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Порядок приема на работу муниципального служащего

Прием на работу муниципального служащего - пошаговая инструкция, как все должно происходить, представленная в этой статье, будет интересна тем, кто планирует трудоустройство в муниципальные органы. Читатель познакомится с процессом оформления на работу в органы местного самоуправления, узнает нюансы этой процедуры, а также получит информацию о том, какие документы надо подготовить.

Что такое муниципальная служба

Базовым законом, регулирующим основные правила поступления и прохождения муниципальной службы, является закон «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (далее — закон № 25-ФЗ). Подробнее данные вопросы регулируются на уровне нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований.

Понятие муниципальной службы (далее — МС) сформулировано в п. 1 ст. 2 закона № 25-ФЗ.Порядок приема на работу муниципального служащегоВ системе МС выделяются муниципальные должности. Через работников на этих должностях непосредственно осуществляют свои полномочия муниципальные органы. Как указано в п. 2 ст. 1 закона № 25-ФЗ, лица, замещающие эти должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены постоянных избирательных комиссий), муниципальными служащими не являются.

Более подробно о муниципальных должностях и сотрудниках на бюджете читайте в системе КонсультантПлюс. Воспользоваться поиском по системе можно, подключив бесплатный пробный доступ.

Классификация должностей МС закрепляется в муниципальных правовых актах в соответствии с реестрами должностей муниципальной службы в субъектах РФ (ст. 7 закона № 25-ФЗ). Обычно должности МС отражаются в уставе муниципального образования.

Обратите внимание! К муниципальным служащим не относятся сотрудники органов местного самоуправления, занимающиеся технической и хозяйственной работой (уборщицы, ремонтники и т. д.). Также нельзя отнести к муниципальным служащим работников муниципальных учреждений: школ, детских садов, поликлиник, муниципальных предприятий и пр., поскольку данные организации не входят в систему органов местного самоуправления.

Условия приема на работу муниципального служащего

Муниципальная служебная деятельность отличается от обычной трудовой в первую очередь своим общесоциальным значением и публичным характером. В связи с этим действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на МС. Так, в п. 1 ст. 16 закона № 25-ФЗ указано, что претендовать на должность МС может гражданин:

  • От 18 до 65 лет (п. 2 ст. 13 закона № 25-ФЗ).
  • Свободно владеющий государственным языком России.
  • Соответствующий квалификационным требованиям, предусмотренным для должностей МС. Требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются региональным законодательством (например, закон МО «О муниципальной службе в Московской области» от 24.07.2007 № 137/2007-ОЗ).

Подробно данная тема рассмотрена в статье «Как поступить на муниципальную службу».

Важно, чтобы у соискателя отсутствовали обстоятельства, препятствующие прохождению МС. Они перечислены в ст. 13 закона № 25-ФЗ (нажмите на выделенный фрагмент и переходите в полный текст документ в системе КонсультантПлюс или подключите бесплатный 2-хдневный доступ к этой системе):

Прием на работу муниципального служащего - пошаговая инструкция

Порядок приема на работу муниципального служащего можно разделить на этапы:

  • Шаг 1. Сбор и проверка документов.
  • Шаг 2. Отбор претендентов на замещение вакантной должности МС, в том числе на основании конкурса.
  • Шаг 3. Назначение претендента на должность МС.
  • Шаг 4. Заключение трудового соглашения.
  • Шаг 5. Формирование личного дела служащего и оформление иных кадровых документов.

Согласование условий трудового договора при трудоустройстве на МС происходит достаточно формально. Связано это с особенностями МС как профессиональной деятельности и тем фактом, что основные аспекты деятельности служащего определены изначально в нормативном порядке.

Важно! То есть, трудовой договор с гражданином, поступающим на МС, — это соглашение о приеме его на службу на заранее определенных условиях, установленных законодательством о МС.

Какие документы должны быть представлены

При поступлении на МС претендент должен собственноручно написать заявление с просьбой о назначении на должность в произвольной форме.

Также необходимо заполнить анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Список документов, которые надо представить в кадровую службу, указан в ст. 16 закона № 25-ФЗ:Порядок приема на работу муниципального служащегоЕсли гражданин поступает на работу впервые и не имеет трудовой книжки и СНИЛС, эти документы оформляет ему работодатель после зачисления на работу.

Обратите внимание! Работникам, которые впервые начнут трудовую деятельность после 31.12.2020, будет оформлена сразу электронная трудовая книжка. Бумажного варианта трудовой книжки у них не будет (п. 8 ст. 2 закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Кроме вышеперечисленных документов претендент на должность МС обязан представить о себе следующую информацию:Порядок приема на работу муниципального служащегоПриведенный перечень не исчерпывающий. Дополнительные требования могут быть установлены федеральными нормативными правовыми актами. А вот законами субъектов РФ указанный перечень расширен быть не может.

Важно! Сотрудники кадровой службы обязаны получить от гражданина согласие на обработку его персональных данных (ст. 29 закона № 25-ФЗ). Типовой формы согласия нет, она разрабатывается органом самоуправления самостоятельно.

Все представленные документы могут быть проверены и, как правило, проверяются кадровой службой муниципального органа, в том числе в целях выявления недостоверной (подложной) информации (п. 4 ст. 16 закона № 25-ФЗ).

В случае установления обстоятельств, препятствующих назначению гражданина на должность МС, сотрудники кадровой службы должны сообщить ему об отказе в назначении на должность и причинах отказа (п. 5 ст. 16 закона № 25-ФЗ).

Конкурс на замещение должности муниципальной службы

С целью привлечения на МС компетентных специалистов закон № 25-ФЗ предусматривает возможность проведения конкурса на замещение вакантных должностей. Такой способ помогает лучше оценить профессиональный уровень претендентов, их соответствие обязательным квалификационным требованиям (ст. 17 закона № 25-ФЗ).

Это может быть конкурс документов (без личного участия претендентов), тестирование или собеседование претендентов.

Правила проведения конкурсного отбора определяются в муниципальном правовом акте. Для проведения мероприятия назначается комиссия. Информация о конкурсе должна быть опубликована в средствах массовой информации (на интернет-сайте) не позже чем за 20 суток до дня его проведения. В ней указывают порядок, условия проведения конкурса, а также приводят проект трудового договора.

Претендента могут не допустить к участию в конкурсном отборе, например, в связи с несоответствием квалификационным требованиям по вакантной должности или из-за наличия ограничений, установленных законодателем для поступления и прохождения МС. Соискатель, не допущенный к участию в мероприятии, вправе обжаловать это решение.

По итогам конкурса комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность. Представитель нанимателя выбирает одного из них, а другие кандидаты могут быть включены в резерв МС. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.

Обратите внимание! Закон № 25-ФЗ не требует в обязательном порядке проводить конкурс на замещение должностей МС. Данный вопрос муниципальное образование решает самостоятельно. Например, может быть установлено, что прием на все должности осуществляется без конкурсного отбора (за исключением главы местной администрации), или определен список должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.

Ознакомление с локально-нормативными актами

Принимая на работу нового сотрудника, работодатель обязан ознакомить его с локально-нормативными актами организации.

Важно, чтобы специалист был ознакомлен с документами до подписания трудового соглашения (абз. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью работника. Трудовое законодательство не содержит указаний, как должно быть оформлено ознакомление сотрудника с ЛНА. На практике используют разные способы: лист ознакомления, приложенный к конкретному ЛНА или трудовому договору, отдельный журнал ознакомления.

Сотрудник должен быть ознакомлен с теми документами, которые касаются его будущей работы. Прежде всего, это:

  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение об охране труда;
  • иные ЛНА, с которыми работодатель считает необходимым ознакомить будущего сотрудника.

Оформление работника на службу, заключение трудового договора

Назначение гражданина на должность МС оформляется актом (приказом) представителя нанимателя на условиях трудового договора (п. 8 ст. 16 закона № 25-ФЗ). Форма приказа утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Трудовой договор с муниципальным служащим заключается по правилам, установленным трудовым законодательством и законодательством о МС. В основном договор заключается на неопределенный срок. В некоторых случаях (они указаны в ст. 59 ТК РФ) работодатель вправе заключить срочный трудовой договор.

Содержание трудового соглашения определяется ст. 57 ТК РФ с учетом особенностей МС (п. 6 ст. 16 закона № 25-ФЗ). Как правило, форма договора с муниципальным служащим (требования к нему) устанавливается нормативными актами соответствующих муниципальных образований. Типовая форма соглашения обладает несомненными плюсами, так как содержит практически все положения действующего законодательства или отсылки к нормам закона, регулирующим существенные условия трудового контракта.

Обратите внимание! Если специалист был назначение на должность МС по результатам конкурса, а также в некоторых иных случаях (они указаны в ч. 4 ст. 70 ТК РФ), трудовое соглашение не может содержать условие об испытании.

Формирование необходимых кадровых документов

После заключения трудового договора и издания приказа сотрудник кадровой службы должен завершить оформление специалиста, а именно:

  • Сформировать личное дело служащего и приобщить к нему документы, связанные с поступлением гражданина на МС (п. 1 ст. 30 закона № 25-ФЗ, п. 10 положения «О персональных данных…», утв. Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609). Дело формируется и ведется в порядке, установленном для ведения личного дела госслужащего (п. 4 ст. 30 закона № 25-ФЗ).
  • Сделать запись в трудовой книжке в соответствии с приказом о назначении на должность МС (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
  • Оформить личную карточку муниципального служащего по утвержденной форме. После ознакомления с записью в трудовой книжке специалист должен расписаться в карточке (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
  • Разместить сведения о специалисте в реестре муниципальных служащих в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
  • Выдать сотруднику служебное удостоверение (п. 7 ст. 28 закона № 25-ФЗ). Порядок выдачи и форма удостоверения муниципального служащего утверждаются главой муниципального образования.
  • Осуществить иные действия, предусмотренные муниципальным правовым актом.

Уведомление о приеме муниципального служащего

Отдельно следует остановиться на требованиях, предъявляемых законодателем к приему на работу бывших государственных и муниципальных служащих.

Исходя из положений ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, гражданин, который раньше замещал должность государственной или муниципальной службы, обязан при заключении трудового договора информировать нового работодателя о последнем месте своей службы. Причем делать это необходимо на протяжении 2 лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Такая обязанность возникает, если замещаемая ранее должность включена в перечень, утв. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня должностей…» от 18.05.2009 № 557.

Более того, в определенных случаях (абз. 1 ст. 64.1 ТК РФ) трудоустройство бывших госслужащих возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов.

О работе комиссии по урегулированию конфликта интересов читайте в готовом решении от системы КонсультантПлюс (чтобы открыть документ может понадобиться бесплатный пробный доступ).

Что касается работодателя, то при заключении трудового соглашения с бывшим госслужащим на него возлагается обязанность в течение 10 дней письменно сообщить об этом бывшему работодателю своего нового сотрудника.

Уведомление о приеме муниципального служащего на работу оформляется согласно Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, на бланке организации, визируется руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовое соглашение со стороны работодателя.

Важно! Если гражданин при трудоустройстве не сообщил работодателю информацию о последнем месте своей службы, то это может привести к расторжению трудового договора по подп. 11 п. 1 ст. 77 ТК РФ (абз. 5 п. 1 ст. 84 ТК РФ).

Если же работодатель не уведомил соответствующий орган о подписании трудового контракта с бывшим госслужащим, то это является основанием для привлечения его к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

***

Таким образом, действующее законодательство подробно регулирует вопросы приема на работу муниципальных служащих. Внимательное изучение соответствующих нормативных актов даст возможность снять многие вопросы, возникающие при оформлении трудовых отношений в этой сфере.

Источники:
«Об утверждении перечня должностей…» от 18.05.2009 № 557
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить