Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Понятие государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба — это особый трудовой процесс, осуществляемый на благо страны. Разберемся, что собой представляет этот институт с правовой точки зрения, на какие виды делится, рассмотрим принципы его функционирования и связь с другими органами, а также узнаем об основной составляющей — должности гражданского служащего.

Понятие государственной службы

Правовое регулирование госслужбы

На какие виды подразделяется система госслужбы

Федеральная гражданская госслужба

Гражданская служба субъектов РФ

Принципы гражданской службы

Связь гражданской службы с иными органами

Гражданские служащие

Должность гражданского служащего в Российской Федерации

Признаки гражданской службы и служащего

Понятие государственной службы

В годы советской власти под государственной службой понимался любой труд умственного характера, оплачиваемый из бюджетных средств.

На законодательном уровне понятие государственной службы впервые появилось в ст. 2 ныне отмененного закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 № 119-ФЗ (далее — закон № 119). Тогда ее обозначили как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Действующее официальное определение установлено ст. 1 закона «О системе государственной службы…» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (далее — закон № 58): это деятельность, осуществляемая физическими лицами на профессиональной основе, направленная на выполнение компетенции:

  • страны;
  • федеральных органов госвласти, иных федеральных госорганов;
  • регионов;
  • органов госвласти регионов, иных госорганов регионов;
  • лиц, замещающих посты, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для прямого выполнения задач федеральных госорганов;
  • лиц, замещающих посты, устанавливаемые конституциями, уставами, законами регионов для прямого выполнения задач госорганов регионов.

Таким образом, со временем понимание данного термина сузилось за счет уточнения круга субъектов трудящихся на благо страны.

Правовое регулирование госслужбы

Правовое регулирование государственной службы начиналось еще с принятия таких нормативных актов, как Генеральный регламент (1720), указ Петра I «Табель о рангах» (1722).

В настоящее время данный институт сочетает в себе различные процессы: процедуру принятия на работу, осуществление труда, права и обязанности сотрудников, их ответственность, порядок увольнения и др. Каждый из указанных процессов находит свое отражение в соответствующем нормативном акте.

Действующая госслужба, согласно ст. 5 закона «О государственной гражданской службе…» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее — закон № 79), функционирует на основании следующих законодательных актов:

  • Конституции РФ (ст. 10, 32, 71 и т. д.);
  • самого закона № 79;
  • закона № 58;
  • иных федеральных законов (см., например, посвященный особенностям труда в Министерстве иностранных дел закон «Об особенностях прохождения…» от 27.07.2010 № 205-ФЗ);
  • указов Президента РФ (например, о денежном обеспечении от 25.07.2006 № 763);
  • постановлений Правительства РФ (например, о предоставлении субсидий от 27.01.2009 № 63);
  • нормативных актов регионов (например, указ главы Республики Коми о денежном обеспечении от 27.12.2014 № 146) и т. д.

Следует отметить, что на рассматриваемый институт распространяются также нормы трудового права, но с учетом особенностей, предусмотренных специальными законами (ст. 11 Трудового кодекса РФ).

На какие виды подразделяется система госслужбы

Система государственной службы (ст. 2 закона № 58) состоит:

  1. Из государственной гражданской, осуществляемой во исполнение компетенции федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и должности субъектов РФ.

    Государственная гражданская служба подразделяется:

    • на федеральную;
    • субъектов РФ.
  2. Военной, осуществляемой физическими лицами на профессиональной основе, направленной на обеспечение обороны и безопасности страны. Она реализуется через Вооруженные силы РФ, иные войска и формирования (например, МВД, ФСБ, пограничные войска). Возможна по контракту и по призыву.
  3. Иных видов (например, занятость в органах, связанных с правоохранительной деятельностью, таких как МЧС, Минюст, прокуратура и т. д.).

Признаки, позволяющие отнести определенную деятельность к этому виду:

  • направлена на защиту интересов страны, физических и юридических лиц от неправомерного воздействия;
  • осуществляется на основе нормативных актов в прописанной в них последовательности;
  • реализуется уполномоченными законом лицами, наделенными особым статусом;
  • выполняется от имени государства с возможностью применения принуждения.

Федеральная гражданская госслужба

В п. 2 ст. 5 закона № 58 установлено понятие госслужбы федерального уровня: это профессиональная деятельность физических лиц, направленная на выполнение задач федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные должности РФ. То есть федеральная государственная гражданская служба — это та часть института госслужбы, которая функционирует в целях обеспечения соблюдения интересов целой страны.

Данная деятельность представлена аппаратами таких органов, как:

  • Администрация Президента;
  • Правительство;
  • палаты Федерального Собрания (Совет Федерации и Госдума);
  • федеральные суды (Конституционный, Верховный);
  • Центральная избирательная комиссия;
  • Счетная палата;
  • Генеральная прокуратура;
  • иные согласно законодательству.

Работодателем в такой ситуации является Российская Федерация, и оплата труда сотрудников производится за счет федерального бюджета.

Гражданская служба субъектов РФ

Государственная гражданская служба субъекта РФ — это профессиональная деятельность физических лиц по исполнению компетенции субъекта РФ, функций госорганов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. То есть она является элементом системы государственной службы РФ, функционирующим в интересах определенного региона.

Представляют данную деятельность аппараты следующих территориальных госорганов:

  • законодательные, представительные и исполнительные органы (высшее руководящее лицо субъекта, правительство субъекта);
  • конституционные и мировые суды;
  • контрольно-счетные палаты;
  • избирательные комиссии и т. д.

Нанимателем такого сотрудника является определенный регион РФ, и его вознаграждение за труд производится из средств бюджета региона.

Правовое положение рассматриваемой службы устанавливается совместно РФ и ее соответствующим субъектом, а за ее формирование непосредственно отвечает субъект РФ.

Принципы гражданской службы

Согласно ст. 4 закона № 79 можно выделить следующие принципы обозначенной деятельности:

  1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
    Призывает сотрудников данных структур блюсти права и свободы физических лиц.
  2. Сходство норм и организационных процессов служб федерального и регионального уровня.
    Закрепляет неразрывность осуществления трудовой деятельности на всех уровнях.
  3. Равный доступ соискателей к работе и равные условия ее выполнения.
    Означает отсутствие ограничений при приеме на работу в зависимости от расы, пола, происхождения и т. д.
  4. Профессионализм и компетентность работников.
    Обеспечивает наличие у сотрудников необходимого образования, опыта, а также необходимость совершенствования ими своих знаний, умений.
  5. Стабильность.
    Поддерживает уверенность сотрудников в стабильности их работы, условий ее выполнения и оплаты.
  6. Доступность информации.
    Предоставляет лицам в пределах, установленных нормативными актами, возможность ознакомления с информацией, непосредственно касающейся их законных интересов.
  7. Взаимодействие с общественными объединениями и физическими лицами.
    Устанавливает необходимость взаимодействия власти с обществом и недопустимость их противодействия.
  8. Защищенность работников от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Определяет право сотрудника на получение защиты при поступлении в его адрес угроз или других неправомерных действий, связанных с исполнением им своих полномочий.

Связь гражданской службы с иными органами

Гражданская служба в гос. органах связана с иными видами госслужбы за счет (ст. 6 закона № 58):

  • единства механизма системы деятельности, принципов ее создания и функционирования;
  • соотносительности предоставляемых социальных гарантий;
  • наличия ограничений и обязанностей при выполнении работы;
  • учета стажа госслужбы иных видов в стаже гражданской службы;
  • соотносительности условий пенсионного обеспечения сотрудников.

С муниципальной службой государственная гражданская служба связана за счет (ст. 7 закона № 58):

  • единообразия квалификационных требований, ограничений и обязанностей в работе;
  • единообразия в процессе подготовки работников и их профессиональном совершенствовании;
  • учета стажа муниципальной службы в стаже гражданской и наоборот;
  • соотносительности условий выплаты вознаграждения и социальных гарантий;
  • соотносительности условий пенсионного обеспечения при потере кормильца.

Гражданские служащие

Согласно ст. 13 закона № 79 гражданский служащий — гражданин РФ, принявший обязательства по выполнению этой особой работы. Он принимается для выполнения трудовой функции на основании соответствующего акта и согласно служебному контракту получает зарплату из бюджета РФ или соответствующего региона.

Занятыми в осуществлении этой деятельности могут быть исключительно совершеннолетние граждане РФ, владеющие русским языком и отвечающие установленным законом № 79 квалификационным требованиям.

ВАЖНО! Не считается госслужбой занятость по замещению государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ (п. 2 ст. 1 закона № 58).

Фактически это означает, что к рассматриваемой категории работников не будут относиться лица, занятые непосредственным исполнением функций:

  • федеральных госорганов в силу Конституции РФ и федеральных законов;
  • госорганов регионов в силу конституций, уставов и законов регионов (например, президент, депутаты, руководители субъектов, судьи).

Таким образом, госслужащие — это лица, замещающие не государственные посты, а посты госслужбы. Например, это советники президента, помощники депутатов, помощники судей.

С полным перечнем постов федерального уровня можно ознакомиться в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном указом Президента от 31.12.2005 № 1574. Посты в регионах устанавливаются специальными нормативными актами в этих территориальных центрах.

Поступление на государственную гражданскую службу

По общему правилу госслужащими становятся, пройдя конкурс (ч. 1 ст. 22 закона № 79). Однако в ряде случаев, перечисленных в ст. 22, 28, 31, 61 закона № 79, можно занять должность гражданской службы без конкурса, например, когда:

  • гражданин уже является госслужащим и переводится на другую должность в связи с сокращением штата либо по здоровью;
  • заключается срочный контракт;
  • на должность назначает Президент РФ или Правительство РФ и др.

Конкурс на замещение должностей госслужбы — довольно сложная процедура. Она подразумевает создание комиссии, публикацию на официальном сайте соответствующего органа сведений о конкурсе, подробную проверку документов, представленных (строго по списку) кандидатами.

Должность гражданского служащего в Российской Федерации

Несение службы включает в себя назначение на пост, присвоение классного чина или дипломатического ранга, прохождение экзаменов и т. п. обстоятельства, связанные с выполнением профессиональной деятельности.

В зависимости от специализации, выполняемых функций, объема задач и т. п. должности гражданской службы в Российской Федерации подразделяется на категории и группы (см. ст. 9 закона № 79).

Всего существует 4 категории:

  • руководители;
  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

И есть всего 5 групп:

  • высшие;
  • главные;
  • ведущие;
  • старшие;
  • младшие.

В соответствии с должностью работникам присваиваются классные чины. Такие чины, в отличие от категории или группы, являются принадлежностью самого служащего, а не его поста. Присвоение производится в определенной последовательности, с учетом профессионального уровня и стажа работы.

Должность предполагает наличие определенных прав, обязательств и ответственности. Подробнее с правами и обязанностями можно ознакомиться в ст. 14 и 15 закона № 79. На работника могут быть наложены следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная.
    Варианты взысканий перечислены в ст. 192 ТК РФ.
  2. Административная.
    Может быть наложена как на физическое или как на должностное лицо согласно положениям административного законодательства. Например, ст. 19.1 КоАП РФ.
  3. Уголовная.
    Например, наказания за преступления, совершенные в рамках гл. 30 УК РФ.
  4. Материальная.
    Возмещение вреда в рамках гражданского законодательства.

Признаки гражданской службы и служащего

Из всего вышеизложенного в настоящем материале, а также в соответствии с положениями законодательства можно выделить следующие особые признаки рассматриваемого института:

  1. Является одним из видов государственной службы.
  2. Представляет собой службообразующую категорию.
  3. Должности утверждаются указами Президента или региональным законодательством в виде специального акта (реестра).
  4. Утвержденная должность замещается конкретным гражданином.
  5. Должности имеют свои категории и входят в определенные группы.
  6. Работники имеют властные полномочия.

А вот для отнесения конкретного лица к указанной трудовой сфере следует руководствоваться следующими признаками:

  1. Замещение соответствующего поста.
  2. Наличие гражданства РФ.
  3. Достижение возраста 18 лет.
  4. Издание соответствующего акта о назначении.
  5. Заключение трудового контракта.
  6. Получение оплаты труда из средств бюджета страны или конкретного региона.

***

Понятие государственной службы можно сформулировать следующим образом: единый механизм, функционирующий за счет деятельности физических лиц, направленной на обеспечение эффективного управления в стране.

Правовое регулирование производится целым комплексом нормативных актов, начиная с Конституции и двух специальных законов и заканчивая актами Правительства, ведомств, регионов, касающимися деталей функционирования госслужбы (например, особенностей финансирования).

Государственная гражданская служба представляет собой единую систему, исполняющую задачи госорганов и лиц, замещающих посты на региональном и федеральном уровне. Официальное понятие государственной гражданской службы установлено в ст. 3 закона № 79.

Для верного понимания, кто такие госслужащие, необходимо отличать такие понятия, как государственная должность и должность госслужбы. Из содержания данного материала можно выделить ряд признаков государственной гражданской службы.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить