Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Порядок проведения служебного расследования

Порядок проведения служебного расследования урегулирован только для отдельных областей деятельности. Тем не менее имеющиеся специальные акты и практика позволяют дать ряд рекомендаций по организации и проведению служебного расследования.

Понятие служебного расследования на предприятии

Служебное расследование в организации: когда оно нужно и уместно

Порядок организации служебного расследования

Действия комиссии и результаты ее работы

Отстранение от работы на время расследования

Понятие служебного расследования на предприятии 

Термин «служебное расследование» или «служебная проверка» в Трудовом кодексе РФ не приводится (в нем используется только «проверка», без дополнительных определений). Данный термин используется:

  • в законах, регулирующих определенную сферу деятельности (например, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, далее — закон № 79);
  • ведомственных нормативных актах, определяющих порядок служебных расследований в подчиненных ведомству организациях и органах (например, порядок проведения служебной проверки, утв. приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, далее — порядок № 161);
  • локальных актах, обязательных для работников конкретной организации (например, положение о порядке служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов, являющееся приложением 2 к распоряжению ОАО «РЖД» от 27.09.2016 № 1962р). 

Служебное расследование на предприятии отвлекает работников, участвующих в нем, от прямых обязанностей, в связи с чем проводится обычно в случае необходимости (при наличии материального ущерба работодателю, подозрения в совершении работником серьезного дисциплинарного проступка). 

Служебное расследование в организации: когда оно нужно и уместно 

Обязательного проведения служебного расследования в организации требует такое нарушение, как причинение работником прямого действительного ущерба, для целей применения к работнику материальной ответственности (ст. 238, ч. 1 ст. 247 ТК РФ).

Однако на практике предметом служебного расследования могут стать и другие проступки. Так, целесообразно провести его в случаях, когда:

  • нарушителю грозит увольнение (высокий риск судебного спора влечет необходимость тщательного изучения обстоятельств в ходе оформления дисциплинарного взыскания);
  • работодателю явно видны последствия проступка, но неочевиден виновник (например, в случаях разглашения служебной тайны). 

Специальные нормативные акты тоже устанавливают в своей сфере регулирования обстоятельства, при которых проводить расследование обязательно. Например, служебная проверка требуется для:

  • государственной гражданской службы — перед любым применением дисциплинарного взыскания или по заявлению гражданского служащего (п. 14, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 58 закона № 79);
  • службы в органах внутренних дел — по заявлению сотрудника, в случае дисциплинарного проступка, при подозрении, что сотрудник органов внутренних дел нарушает ограничения или запреты для такой службы, хотя бы приобрел гражданство другого государства (ст. 52 закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ). 

ВАЖНО! Если работодатель предусмотрит проведение служебной проверки в ряде случаев локальным актом, такой акт обязывает его к проведению проверки и дает работнику-нарушителю шанс на оспаривание взыскания, если проверка не состоялась. 

Порядок организации и ведения служебного расследования 

Первым шагом в организации служебного расследования является назначение ответственных за него лиц, т. е. формирование комиссии. Правила ее формирования вводятся только отраслевыми актами (например, упоминавшимся законом № 79, ч. 4 ст. 59 которого требует, чтобы в проверке участвовали кадровое и юридическое подразделения, выборный профсоюзный орган).

Исходя из практики проведения служебных расследований и анализа таких отраслевых актов, можно сформулировать рекомендации по подбору членов комиссии:

  • в нее не должны входить лица, заинтересованные в исходе проверки в силу личных связей с проверяемым работником, направления именно ими сообщения руководству о дисциплинарном нарушении и т. п.;
  • необходимо участие специалистов как в профессиональной деятельности работника, так и в сфере права, делопроизводства, для случаев причинения ущерба работодателю — в области бухгалтерского учета.

Как долго можно проводить служебную проверку, читайте в статье Каков срок проведения служебного расследования? 

Действия комиссии и результаты ее работы 

Собственно деятельность комиссии напрямую не регулируется, однако должна соответствовать целям расследования. Для применения материальной ответственности к работнику это будет установление размера ущерба и причин его возникновения. Отраслевые же акты могут устанавливать и регламент проведения проверок, регулируя включение в проверку определенных мероприятий, ее сроки (см. упоминавшийся выше порядок № 161).

В рамках своих полномочий комиссия:

  • берет объяснения у работника, его коллег, непосредственного руководителя;
  • составляет акты об отказах в даче объяснений, отсутствии работников на рабочем месте;
  • исследует имеющиеся документы — как внутренние, так и полученные извне (судебные акты и акты административных органов, письма контрагентов и др.). 

Результатом служебного расследования обычно становится заключение или акт комиссии, в котором последняя излагает свои выводы о предмете расследования:

  • какое нарушение было совершено;
  • к какой ответственности рекомендуется привлечь виновного работника.

Как правильно составить акт по результатам служебной проверки – в статье Образец акта служебного расследования на предприятии

Отстранение от работы на время служебного расследования 

Общие нормы трудового законодательства (ст. 76 ТК РФ) не содержат такое основание отстранения от работы, как проведение в отношении работника служебного расследования. В то же время перечень оснований в ст. 76 носит открытый, отчасти отсылочный характер.

Например, возможно временное отстранение от работы проверяемого:

  • сотрудника органов внутренних дел — по предложению члена комиссии, проводящей служебную проверку (п. 28.3 порядка № 161);
  • работника следственного комитета — на период вплоть до вынесения дисциплинарного взыскания (ч. 9 ст. 28 закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ). 

Однако при отсутствии специальной нормы закона, дозволяющей такое отстранение и распространимой на данного работника, отстранение от работы на время служебного расследования является неправомерным (см. решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 07.09.2012 № 140). 

*** 

Итак, собственно порядок служебной проверки/расследования сводится к созданию компетентной комиссии, ее деятельности по выяснению обстоятельств и виновника нарушения, а затем составлению заключения. Отстранение от работы на время служебной проверки разрешается только специальными нормативными актами. Отстранить работника по своей инициативе в отсутствие такой специальной нормы работодатель не может.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить