Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организации на 2021 год

Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2021 года пригодится управленцам предприятий для организации такого учета своих работников. Этот вопрос подробно освещается в нашей статье.
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организации на 2021 год
Фото: RusЮрист

Ведение воинского учета в организации 

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ каждая организация обязана вести воинский учет (далее — ВУ) работников.

ВУ в организации — это сбор и регистрация информации о сотрудниках как призывных и мобилизационных ресурсах.

Призывные ресурсы — это еще не отслужившие граждане, а мобилизационные — находящиеся в запасе, прошедшие военную или альтернативную службу.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации) утверждены Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017. Они являются основным источником информации по порядку ведения ВУ.

Кроме Рекомендаций организациям стоит ориентироваться на положение «О воинском учете», утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее — положение о ВУ), и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Таким образом, в целях реализации гражданами воинской обязанности законодательно закреплено требование о полном и постоянном представлении организациями сведений в территориальные военные комиссариаты о потенциальных защитниках Отечества. О первоначальной постановке на учет читайте в статье Как проводится первоначальная постановка граждан на воинский учет? 

Организация воинского учета и его предназначение 

Главная цель ВУ — полное и качественное укомплектование ВС РФ и других воинских формирований людскими ресурсами как в мирное, так и военное время. Так что целесообразность сбора, анализа и обобщения работодателями информации о возрасте, образовании, пригодности/непригодности к службе в армии и других фактах жизни работников не может вызывать сомнений.

Организует и отвечает за процесс ведения ВУ руководитель предприятия. При этом непосредственным оформлением документов занимается специально назначенный человек.

В п. 12 положения о ВУ установлено следующее:

  • если в организации меньше 500 человек, ВУ ведет работник-совместитель;
  • если число работников составляет от 500 до 2 000, их учетом занимается 1 освобожденный человек и т. д. 

Если ВУ ведут несколько людей (больше 2), в организации создаются военно-учетные подразделения.

Для ведения ВУ выделяется специальное помещение с оборудованием (столом, стульями, железным шкафом и т. п.)

Обратите внимание! Все расходы, возникшие в связи с ведением ВУ работников, ложатся на плечи организации. 

Образец приказа об организации воинского учета 

В абз. 2 п. 22 Рекомендаций дается совет согласовывать организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, с военным комиссаром по месту нахождения организации. Ответственности за нарушение данного правила нет, оно носит рекомендательный характер.

Приказом об организации ВУ на конкретных работников накладываются определенные обязанности по его ведению. Кроме того, в нем указывается, кто будет заменять их в случае болезни, отпуска или увольнения.

Поскольку ответственность за ведение ВУ в итоге несет руководитель, правильнее всего будет оставить обязанность по контролю именно за ним.

Военному комиссару отправляются копии 2 приказов: об организации ВУ и назначении лица, ведущего ВУ. 

Образец приказа об организации воинского учета можно скачать в системе КонсультантПлюс. Чтобы пользоваться системой, оформите бесплатный пробный доступ. 

Инструкция по ведению воинского учета на предприятиях 

Организация ВУ пошагово:

  • Шаг 1 – издается приказ о назначении ответственного за ведение ВУ и утверждается должностная инструкция, в которой прописываются его обязанности;
  • Шаг 2 – предприятие ставится на учет в военном комиссариате (заполняется карточка по форме ф-18 и план работ по ВУ на год);
  • Шаг 3 – оборудуется рабочее место ответственного сотрудника;
  • Шаг 4 – готовится папка с рабочим материалом (методичками, нормативными актами, образцами заполнения документов и т. п.);
  • Шаг 5 – формируется собственно картотека путем систематизации личных карточек (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения отношения к воинской обязанности. 

Важно! Взамен карточек по формам Т-2 или Т-2ГС будут применяться учетные документы по формам, установленным Минобороны РФ после того, такие формы будут утверждены (п. 27 положения о ВУ).

Для целей ВУ заводится отдельный журнал входящей/исходящей корреспонденции, к которому прикладывается папка, куда будут вноситься копии документов, описи, извещения и т. п.

Кроме журнала корреспонденции оформляется журнал проверок для записи сведений о проводимых проверках и обнаруженных при ведении ВУ недочетах.

Таким образом, организация ВУ подразумевает обеспечение полноценного рабочего места и документооборота (как в самостоятельном отделе).

Документооборот по военно-учетной работе

О том, что именно должно содержаться в документах воинского учета, сказано в п. 4 ст. 8 закона № 53-ФЗ:

  • Ф.И.О. работника;
  • дата его рождения;
  • семейное положение;
  • образование и т. п. 

Все эти сведения вносятся в личную карточку по форме Т-2 (или Т-2ГС, если это госслужащий). Формы приведены в приложениях 5, 6 к Рекомендациям.

Хранение указанных документов осуществляется по следующим правилам:

  • согласно приложению 7 к Рекомендациям все карточки раскладываются по разделам в зависимости от статуса работника (карточки на офицеров запаса относятся к 1-му разделу, на матросов и солдат — к 2-му и т. д.);
  • внутри каждого раздела карточки раскладываются в алфавитном порядке;
  • все карточки регистрируются в журнале учета;
  • при увольнении работника форма Т-2 на него изымается и передается в архив. 

Важно! Чтобы сведения оставались актуальными, они должны своевременно обновляться в картотеке и в течение 2 недель передаваться в военкомат (например, о заключении брака, получении работником инвалидности и др.).

Раз в год проводится сверка сведений из личных карточек с документами военкомата.

Методические рекомендации по ведению воинского учета

При приеме на работу военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу должны представить документы воинского (военный билет и т.п.).

Если соискатель уклоняется от предоставления таких документов, например, ссылаясь на то, что они утеряны, находятся в военкомате, работодатель может отказать ему в приеме на работу.

Рекомендуем! В случае принятия соискателя, не предоставившего военный билет, на работу, нужно письменно зафиксировать факт отсутствия военника.

Работодатель может самостоятельно обратиться в военкомат по месту регистрации сотрудника с запросом о его статусе.

Важно! Работодатель при приеме сотрудника на работу обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства.

Иногородние сотрудники должны явиться для регистрации в военкомат в течение 2–х недель с момента регистрации по месту пребывания.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Организации должны выполнять работы по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях (п. 9 Методических рекомендаций). Лица, получившие «бронь» получат временное освобождение от призыва на военную службу в случае войны, а также от военных сборов в мирное время.

Бронируются не все военнообязанные и не во всех организациях. Организации должны участвовать в выполнении заданий на поставку продукции для госнужд, обеспечивать безопасность  государства и жизнедеятельность населения и т.д.

Перечень должностей и компаний утверждает Межведомственная комиссия по бронированию ВС РФ и региональные органы власти.

Сотрудники, попавшие под бронирование, подлежат специальному воинскому учету. Сведения о них вносят в бланк по форме 4, состоящую из извещения о постановке на спецучет и удостоверения об отсрочке.

Отчетность

Организации, в которых не ведется бронирование ежегодно до 31 декабря представляют в территориальный военный комиссариат качестве отчета форму Ф-18, по состоянию на 1 января будущего года.  

Организации, в которых есть сотрудники, попавшие под бронирование, дополнительно направляют отчет по форме Ф-6.

Кроме того организация предоставляет в военкомат:

  • в 2-хнедельный срок данные о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих на воинском учете;
  • до 01.11 каждого года списки молодых людей, которым в следующем году исполнится 17 лет.

Ответственность организаций за нарушение правил учета

Представители военкомата или органы местного самоуправления проводят проверки правильности ведения воинского учета. Регулярность проверок для организаций численностью свыше 500 человек – 1 раз в год, для остальных – раз в 3 года.

Обратите внимание! При проведении контроля проверяют полноту охвата граждан, качество учета, достоверность данных и т.д. (п. 3 Приложения № 1 к Рекомендациям).

Важно! С 05.05.2020 усилена ответственность за нарушения в сфере воинского учета (закон «О внесении изменений в КоАП» от 24.04.2020 № 132-ФЗ).

Так:

  • за непредставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф составляет 1-3 тыс. руб. вместо 300 руб. - 1 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП);
  • неоповещение граждан о вызове их по повестке, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке - 1-3 тыс. руб., вместо 500 руб. - 1 тыс. руб. (ст. 21.2 КоАП);
  • несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - 1-5 тыс. руб. вместо 300 руб. -1 тыс. руб. (п. 3 ст. 21.4 КоАП).

***

Таким образом, ведение ВУ в организации — процесс постоянный и в какой-то степени интенсивный. 

Подытоживая вышесказанное, отметим, что ведение воинского учета в организациях довольно подробно и четко регламентировано действующими нормативными актами.

В методических рекомендациях по ведению воинского учета, утвержденных Генштабом ВС РФ, приведены формы документов (приказа, плана, личных карточек, журналов и т. д.) с комментариями о порядке их заполнения.

Выполнение всех требований по ведению ВУ в организациях проверяет и контролирует территориальный военный комиссариат, а если его нет — орган местного самоуправления.

Источники:
постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о воинском учете» от 06.02.2020 г. № 103
Комментировать 1
Назад Вперед
Комментарии
20 апреля 2017
Постоянная ссылка
Пара замечаний: 1. Мобилизационные ресурсы - это не только прошедшие в/службу, но и те, которые не служили и признаны ограниченно годными к в/службе (касается только мужчин, т.к. женщины категории годности "В" не состоят на в/учете!) 2. "Приказом об организации ВУ на конкретных работников накладываются определенные обязанности по его ведению. Кроме того, в нем указывается, кто будет заменять их в случае болезни, отпуска или увольнения." - в случае увольнения издается новый приказ на другого работника.
Ответить
Оставить комментарий
Отправить