Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
09 августа 2019

Как составляется положение о должностных инструкциях?

Положение о должностных инструкциях как документ, относящийся к локальным актам организации, будет рассмотрено в нашей статье. Помимо практических рекомендаций мы разместили также ссылку для скачивания универсального образца этого документа.

Зачем нужно положение о должностных инструкциях на предприятии

Кто и как утверждает положение о должностных инструкциях

Структура положения о должностных инструкциях: скачать образец

Оформление положения о должностных инструкциях

Какие условия характеризуют общие положения должностной инструкции

Зачем нужно положение о должностных инструкциях на предприятии 

Закон не говорит о положении о должностных инструкциях (далее — ДИ) как об обязательном локальном акте организации (т. е. организация может в принципе не вводить данный документ). Однако с его помощью можно регламентировать ряд вопросов, не урегулированных на уровне нормативных актов, в т. ч.:

  • разграничение обязанностей сотрудников;
  • разграничение ответственности сотрудников;
  • регламент составления и оформления ДИ (в т. ч. требования к содержанию ДИ и перечень лиц, ответственных за их составление);
  • регламент утверждения и введения ДИ в действие;
  • порядок внесения изменений в ДИ;
  • порядок признания ДИ утратившими силу;
  • правила хранения ДИ (в т. ч. утративших силу) и т. д. 

Обратите внимание! Круг вопросов, подлежащих фиксации в положении о ДИ, определяется организацией самостоятельно (см. также письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6). 

Важно! Всякий локальный акт организации не подлежит применению, если его нормы ухудшают положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством или иными нормативными актами нормами (абз. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ). 

Кто и как утверждает положение о должностных инструкциях 

Обратите внимание! Положение о ДИ обычно утверждается руководителем организации или лицом, которому полномочия по утверждению локальных нормативных актов делегированы в надлежащем порядке.

Кроме того, к процессу согласования положения нередко привлекаются и отдельные подразделения организации. Например, могут потребоваться визы юридического отдела, кадровой службы или службы безопасности — в соответствии с требованиями и практикой, сложившейся на конкретном предприятии.

Сам процесс утверждения положения как локального акта может включать одну из следующих процедур или сочетание обеих:

  • проставление на титульном листе положения грифа утверждения, включающего необходимые атрибуты (слово «Утверждаю», наименование должности и Ф. И. О. уполномоченного лица, его подпись с расшифровкой, дату утверждения, печать организации при наличии);
  • издание приказа об утверждении положения. 

Как мы указывали выше, организация самостоятельно определяет, в каком порядке вводятся ДИ и вносятся в них изменения. Аналогичным образом компания сама правомочна решать, как утвердить и регламентирующее данный порядок положение.

Важно! Положения о ДИ для государственных органов обычно разрабатываются и утверждаются на уровне соответствующих ведомств или центрального аппарата управления госоргана (например, положение «О порядке разработки и утверждения должностной инструкции...», утв. приказом ФТС России от 11.08.2009 № 1458 и т. д.). 

Структура положения о должностных инструкциях: скачать образец 

Поскольку типовой формы положения о ДИ на законодательном уровне не утверждено, каждая организация может разработать соответствующую форму самостоятельно с учетом специфики работы конкретного предприятия. Кроме того, при составлении ДИ для определенных должностей необходимо учитывать требования профстандартов (см. нашу статью по ссылке Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту).

Положение о ДИ может быть разработано на основе предлагаемого нами образца, размещенного для скачивания по ссылке: Положение о должностных инструкциях - образец.

В целом структура положения о ДИ в организации может быть следующей:

  1. Общие положения.
  2. Порядок оформления ДИ.
  3. Требования к разделам ДИ:

Предложенная схема для составления положения является примерной и может быть дополнена или сокращена по усмотрению организации. 

Оформление положения о должностных инструкциях 

Специальных требований к оформлению именно положения о ДИ на предприятии не установлено, однако рекомендуем опираться на ГОСТ Р 7.0.97-2016.

В т. ч. следует придерживаться таких правил:

  • датой документа является дата его утверждения;
  • при утверждении положения несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне;
  • гриф утверждения документа размещают в правом верхнем углу документа;
  • если текст положения изложен на 2 и более листах, то второй и последующие листы нумеруют, при этом номера листов (страниц) проставляются посередине верхнего поля и др. 

Рекомендуем! Положение, оформленное на нескольких листах, прошить и скрепить на сшиве подписью уполномоченных лиц и печатью организации. 

Какие условия характеризуют общие положения должностной инструкции 

Обратите внимание! Четких унифицированных требований к разделам ДИ законом не установлено. Главное правило, которого надлежит придерживаться при формулировании положений данного локального документа, такое: положения ДИ не должны вступать в противоречие с нормами трудового законодательства и иных нормативных актов и/или ухудшать положение работника по сравнению с ними (ст. 8 ТК РФ).

Что же касается блока «Общие положения», то, как правило, в нем раскрываются следующие вопросы:

  1. Основания для разработки документа.
  2. Функциональное предназначение документа.
  3. Сфера применения документа.
  4. Полное наименование должности, место работника в общей системе управления на предприятии (в т. ч. указывается, в чьем непосредственном подчинении находится работник).
  5. Регламент назначения на должность и освобождения от нее.
  6. Порядок замещения должности на период временного отсутствия работника.
  7. Продолжительность рабочего дня и недели работника (в т. ч. указывается, установлен ли для работника ненормированный рабочий день).
  8. Компетенция работника (за что он отвечает).
  9. Квалификационные требования, предъявляемые к работнику (образование, стаж работы, дополнительные требования). О том, какими документами в данном случае следует руководствоваться разработчику ДИ, можно найти в наших статьях по ссылкам: Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту и Должностная инструкция помощника генерального директора.
  10. Чем должен руководствоваться работник в процессе своей деятельности (в т. ч. перечень документации, знание которой для работника обязательно). 

***

Таким образом, положение о должностных инструкциях хотя и не относится к обязательным локальным документам, тем не менее позволяет урегулировать ряд вопросов, касающихся разработки, введения, хранения должностных инструкций и прочих смежных вопросов, не раскрытых в нормативных актах.

Типовой/унифицированной формы такого положения на законодательном уровне не закреплено, поэтому каждая организация вправе сама разработать его форму и включить в его содержание те нормы, которые необходимы в соответствии со спецификой работы конкретной компании/учреждения.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить