Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Как составить должностную инструкцию тьютора

Все материалы сюжета «Рекомендации юристов образовательным организациям»
Должностная инструкция тьютора необходима образовательным организациям. Составляем актуальную должностную инструкцию для тьютора, используя ЕКС и профстандарты.
Бланк должностной инструкции тьютора

База должностной инструкции тьютора — ЕКС и профстандарт

Законодательно должностные требования и профессиональные обязанности по данной специальности закреплены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, в разделе III «Должности педагогических работников».

Следует учесть, что данный приказ предназначен только для детских садов и школ, колледжей, но не применяется к тьюторам, занятым в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.

Также для должности «тьютор» приказом Минтруда России от 10.01.2017 № 10н (далее — приказ Минтруда) установлен профессиональный стандарт специалиста в области воспитания (код F). Так как профессиональный стандарт определяет не конкретную должность, профессию, а специализированную область деятельности, то профстандарт имеет более широкое применение, чем ЕКС, т. е. на его основе можно разрабатывать в т. ч. инструкции для тьюторов, работающих в дополнительном и высшем образовании.

Вышеуказанные приказы могут быть использованы в качестве основы при разработке должностной инструкции тьютора (далее — ДИ), а также при обновлении уже имеющихся инструкций.

В этих нормативных актах содержатся достаточно подробные требования к должностным обязанностям, квалификации работника и перечню тех знаний, которыми должен обладать педагог-тьютор.

Итак, в школе и детском саду можно использовать как профстандарт «Специалист в области воспитания», так и ЕКС, а в центрах дополнительного образования, колледжах и университетах — только профстандарт.

Когда нужно вводить в штатное расписание должность тьютора

Должность тьютора необходимо ввести в штатное расписание:

  • если школа предоставляет возможность инклюзивного образования (см. п.2.1. Методрекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов, утв. Минобрнауки 04.2014 N АК-44/05вн);
  • если в школе есть ученик, которому рекомендован тьютор по результатам ПМПК, по программе реабилитации инвалида (известны случаи, когда родителям удавалось в судебном порядке добиться от школы предоставления тьютора, например, Решение Кировского районного суда республики Крым от 04.12.2017).

Сопровождение тьютором детей с особенностями развития – требование ФГОС.

Основные разделы должностной инструкции тьютора

Что следует учесть при составлении должностной инструкции тьютора, чтобы она не только соответствовала требованиям профстандарта, но и стала своеобразным помощником в работе?

ДИ тьютора состоит из таких же основных разделов, как и любая должностная инструкция, но должна содержать особенности, присущие данной профессии в различных образовательных учреждениях.

Исходя из профиля обучающей организации или иных особенностей, кроме перечисленных нами далее обязательных разделов, можно включить дополнительные разделы, например: «Ведение документации», «Необходимые навыки и умения», «Взаимодействие с другими сотрудниками».

Раздел «Основные положения»

Данный раздел содержит перечень федеральных законов и иных нормативных актов, на основании которых составлена инструкция.

Рекомендуем внести в этот список:

  • главу 52 Трудового кодекса РФ,
  • федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • вышеупомянутые ЕКС и профстандарт;
  • действующие приказы Минпросвещения по поводу ФГОС (на сегодня действуют приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 для основного общего и приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 для начального образования).

В этом разделе целесообразно также указать на те внутренние акты образовательного учреждения, которые регулируют деятельность тьютора в организации (например, устав, коллективный договор, инструкция по технике безопасности при работе с детьми с ограниченными возможностями, приказы и т. п.) Разумеется, тьютора при вступлении в должность необходимо ознакомить с этими документами под подпись.

Раздел «Должен знать»

Это перечень тех законов и нормативных актов, которые тьютор должен знать и которыми обязан руководствоваться в своей деятельности. Сюда относятся:

  • основные законы и иные законодательные акты, регулирующие образовательную, физкультурную и спортивную деятельность (например, Конвенция о правах ребенка, положения административного и трудового законодательства);
  • основы психологии и физиологии обучающихся разного возраста, а также обучающихся с индивидуальными особенностями и ограниченными возможностями;
  • различные технологии и способы развивающего обучения, педагогические методы организации свободного времени обучающихся;
  • применимые формы мониторинга в сфере образования;
  • теория и методики воспитательной работы;
  • современные общие и специальные технологии в диагностике психологических сложностей, индивидуального образования и профилактике конфликтов.

При выполнении должностных обязанностей тьютор должен знать и использовать основные текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, различные браузеры, основы работы с мультимедийным оборудованием.

Также тьютор обязан знать и выполнять такие общие локальные акты работодателя, как правила внутреннего трудового распорядка, правила охраны труда, правила пожарной безопасности.

Раздел «Требования к квалификации»

В соответствии с ЕКС тьютор должен иметь высшее профессиональное образование (направление подготовки «Образование и педагогика») и стаж педагогической работы не менее двух лет.

Вместе с тем этот приказ позволяет указать в должностной инструкции, что в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии на должность тьютора может быть назначено лицо, не имеющее специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающее достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

Требования к квалификации по профстандарту, установленному приказом Минтруда, менее категоричны.

Тьютор может иметь высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки».

Также допускается наличие у работника высшего или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации, в том числе с получением такого образования после трудоустройства. Требования к опыту практической работы приказом Минтруда не установлены.

При установлении конкретных требований к квалификации тьютора необходимо исходить из требований образовательного учреждения.

Особые условия допуска к работе

Так как тьютор работает с детьми, к нему предъявляются повышенные требования:

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации (например, такие запреты установлены в ст. 331 Трудового кодекса РФ);
  • прохождение обязательных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
  • предварительных — при поступлении на работу;
  • периодических — согласно графику таких медосмотров, установленному в образовательном учреждении;
  • внеочередных — по необходимости, в зависимости от возникновения санитарных показаний или иных нестандартных, чрезвычайных ситуациях.

Раздел «Должностные обязанности»

Это, наверное, самый важный раздел в должностной инструкции, так как он содержит перечень основных трудовых функций, которые выполняет работник в должности тьютора.

При составления данного перечня учитываются специализация и направление деятельности учреждения (дошкольное, школьное, профессиональное, специализированное).

Основное направление деятельности тьютора — это индивидуальная работа с обучающимся, персональное сопровождение. Поэтому большой объем должностных обязанностей связан непосредственно с обучающимся и заключается в следующем:

  • проведение анализа уровня подготовки обучающегося и его соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся в процессе образования;
  • проведение совместно с обучающимся анализа его деятельности и результатов, по итогам которого вырабатывается индивидуальный учебный план и принципы обучения конкретного ребенка, а также производится корректировка такого плана;
  • составление иных образовательных и профессиональных планов;
  • содействие в наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося, участия в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом его интересов;
  • помощь в соединении познавательного интереса с другими интересами, предметами обучения;
  • анализ успехов и неудач, создание вместе с ребенком цели в обучении и выборе будущей профессии;
  • проведение обучающих и развивающих игр, дополнительных занятий с ребенком;

Вместе с тем тьютор взаимодействует с другими педагогами, в связи с чем также выполняет ряд должностных обязанностей:

  • контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (как индивидуальной, так и образовательного учреждения в целом);
  • участвует в реализации специальных образовательных программ обучающихся с особенностями развития и инвалидностью, помогающих им адаптироваться к процессу обучения в образовательном учреждении;
  • проводит индивидуальные и групповые консультации для обучающихся и их родителей (иных законных представителей) с участием иных педагогов по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей.

Конечно же, тьютор в связи с выполнением трудовых функций принимает участие:

  • в работе различных педагогических и методических советов, а также иных формах методической работы;
  • в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, спортивных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой учреждения;
  • в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (или лицам, их заменяющим).

Более подробный перечень должностных обязанностей тьютора содержится в приказе Минздравсоцразвития, а также в профстандарте, утв. приказом Минтруда. Этот перечень достаточно объемный, поэтому при составлении должностной инструкции не следует указывать все имеющиеся в перечне должностные обязанности. Необходимо выбрать именно те, которые актуальны и часто применяются в конкретном учреждении, с учетом его специализации и сферы деятельности.

Так ДИ будет четкой, конкретной и сделает круг обязанностей тьютора понятным для него и иных сотрудников, с которыми он взаимодействует.

Также при разработке должностной инструкции тьютора допускается уточнение перечня работ и установление требований к необходимой специальной подготовке работника, исходя из конкретных организационных и педагогических условий, например:

  • период каникул в школе или колледже, не совпадающий с отпуском работников;
  • отмена учебных занятий для воспитанников ДОУ;
  • изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.

Раздел «Права работника»

В этом разделе необходимо указать, при решении каких вопросов тьютор может проявить инициативу, к кому обратиться со своими предложениями, у кого запрашивать помощь и необходимую информацию, в каких внутренних комиссиях, комитетах он может участвовать (например, в общешкольных родительских собраниях, в педагогических советах), в каком порядке повышать свою квалификацию.

Раздел «Ответственность»

Данный раздел важен, так как тьютор работает с детьми и несет повышенную ответственность. Не лишним будет указать специальные нормы административного, трудового и уголовного законодательства.

Например, тьютор несет дисциплинарную и административную ответственность за нарушение:

  • правил пожарной безопасности (например, по ст. 20.4 КоАП РФ);
  • правил охраны труда (например, по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
  • санитарно-гигиенических правил, выполнение которых обязательно в образовательном учреждении (например, по ст. 6.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 331.1 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить или не допускать к работе педагогического работника, в отношении которого проводится уголовное преследование за преступления:

  • против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (главы 16 и 17 Уголовного кодекса РФ), за исключением преступлений по ст. 128 Уголовного кодекса РФ (незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях) и по ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (клевета);
  • половой неприкосновенности и половой свободы личности (глава 18 Уголовного кодекса РФ);
  • против семьи и несовершеннолетних (глава 20 Уголовного кодекса РФ);
  • против общественной безопасности (глава 24 Уголовного кодекса РФ);
  • здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 Уголовного кодекса РФ);
  • основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества (главы 29 и 34 Уголовного кодекса РФ).

Работник отстраняется на весь период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда.

Также можно указать нормы тех локально-нормативных актов работодателя, по которым тьютор может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Например, если тьютор будет осуществлять сопровождение детей с ограниченными возможностями, то во время обучения он должен соблюдать инструкцию по технике безопасности и нести ответственность за их жизнь и здоровье.

Раздел «Заключительные положения»

Содержит дополнительные условия работы тьютора исходя из профиля организации: может ли работник направляться в командировки, привлекаться к работе в нерабочее время или к выполнению иных работ.

Также в этом разделе работник проставляет подпись об ознакомлении с должностной инструкцией.

Особенности должностной инструкции тьютора в ДОУ

Каких-либо изменений в профстандарт для тьютора дошкольных учреждений в 2021 году внесено не было, поэтому в качестве основы можно использовать приказы Минздравсоцразвития и Минтруда.

При составлении должностной инструкции тьютора в ДОУ следует учитывать такие особенности, как возраст детей, с которыми работает специалист, начало процесса обучения и формирование подходов к обучению как у обучающихся, так и у педагогов.

Поэтому в ДИ необходимо предусмотреть следующие специфические трудовые функции:

  • проведение различных развивающих, познавательных, предметных и исследовательских игр, дополнительных, рефлексивных занятий;
  • планирование и создание возможностей для развития навыков детей через игры, обеспечение наличия времени и пространства для таких игр;
  • активное участие в создании комфортной психологической среды для каждого ребенка; в развитии общения между детьми в группе, с иными педагогами и родителями;
  • помощь воспитанникам ДОУ в решении возникающих проблем в общении;
  • организация и проведение контроля за освоением детьми общей образовательной программы ДОУ, анализ процесса образовательной программы в группах детей различного возраста;
  • выстраивание работы с детьми на основе рекомендаций иных специалистов (логопедов, психологов и др.);
  • наблюдение за поведением детей, его анализ, с целью создания и реализации наиболее благоприятных условий для адаптации и психологической подготовки к школе;
  • выявление особых образовательных потребностей каждого ребенка на основании общения с ним; организация процесса обучения исходя из выявленных потребностей;
  • создание благоприятного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, у которых имеются национальные, культурные, религиозные, социальные различия, а также с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Особенности должностной инструкции тьютора в школе

Тьютор в школе ведет индивидуальную работу с детьми. Его задача –  сопровождать обучающегося, имеющего рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Если же такой рекомендации не имеется, но у ребенка есть необходимость в тьюторском сопровождении, такое решение может быть принято аналогичным консилиумом школьного учреждения.

Тьютор в школе:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • проводит анализ достижения и подтверждения обучающимся уровней образования (образовательных цензов), на основе такого анализа помогает обеспечить соответствие уровня подготовки и обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
  • самостоятельно или совместно с обучающимися, их родителями или представителями проводит анализ результатов реализации индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
  • исходя из такого анализа организует участие обучающихся и их родителей (иных законных представителей) в разработке и корректировке индивидуальных образовательных и учебных планов, проектов, в проведении мероприятий с обучающимися;
  • оказывает помощь при взаимодействии обучающегося с учителями и другими школьными специалистами для коррекции индивидуального учебного плана;
  • осуществляет персональное сопровождение обучающегося по вопросам предпрофильной подготовки, начального профильного обучения, исходя из его интересов и способностей;
  • помогает разобраться в причинах неудач, решении проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения;
  • взаимодействует с родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам выявления, формирования и развития познавательных интересов обучающихся;
  • проводит с обучающимися консультации, беседы, тренинги, деловые игры;
  • консультирует обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;
  • помогает адаптировать процесс обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей в состоянии здоровья, психического и физического развития;
  • подбирает или разрабатывает такие методические средства и способы, которые помогают сформировать в школе разнообразную, открытую и информативную среду обучения.

Особенности должностной инструкции тьютора в СПО, колледже

Должностные обязанности тьютора в учреждениях СПО и колледжах в значительной степени схожи с обязанностями в школах. Однако следует учитывать, что обучающиеся уже должны проявлять большую степень самостоятельности, поэтому деятельность тьютора скорее будет носить вспомогательный, консультационный и оценивающий характер.

Особенности трудовой функции могут проявляться в следующем:

  • помощь обучающимся при взаимодействии с учителями и иными специалистами с целью внесения корректив в индивидуальный учебный график;
  • оказание содействия в процессе проявления и применения творческих способностей, использования их для проектной, научно-исследовательской деятельности с учетом интересов обучающегося;
  • совместно с обучающимися оценивать и распределять имеющиеся учебные ресурсы с целью реализации образовательных планов;
  • помощь в выборе дополнительных курсов, в поиске информации для самообразования, в составлении индивидуальных учебных планов и графиков;
  • оказание поддержки в преодолении трудностей процесса самообучения;

Также тьютор выполняет необходимую работу с документацией: заполняет экзаменационные ведомости, в соответствии с учебными планами проставляет текущие и итоговые оценки, заполняет зачетные книжки и экзаменационные ведомости, различные журналы.

***

Итак, готовясь составлять должностную инструкцию тьютора, откройте профстандарт «Специалист в области воспитания». В некоторых случаях можно пользоваться и ЕКС. Выбирайте из объемного профстандарта только относящееся к работе тьютора непосредственно в вашем учреждении.

Источники:
профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утв. приказом Минтруда России от 10.01.2017 № 10н
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить