Должностная инструкция
Обратите внимание! В современном трудовом законодательстве отсутствуют нормы, указывающие на необходимость составления должностной инструкции. Однако сложившаяся практика показывает, что ее оформление бывает просто необходимо, поскольку именно этот документ содержит в себе перечень полномочий, которые должен выполнять сотрудник, занимая определенную должность.
Должностная инструкция представляет собой организационный документ предприятия, в котором регламентированы функции, трудовые обязанности, права и ответственность работника.
Основные цели оформления должностной инструкции:
- Рациональное распределение труда на предприятии.
- Верный подбор сотрудников.
- Укрепление дисциплины.
- Повышение эффективности деятельности организации.
- Создание правовой основы для деятельности работника.
- Повышение уровня ответственности за исполняемые должностные обязанности.
- Обеспечение объективности результатов аттестации сотрудника.
- Разрешение конфликтных ситуаций или трудовых споров.
Должностная инструкция представляет собой руководство к действию для работника и определяет:
- Обязанности работника.
- Критерии, по которым будут оцениваться результаты труда.
- Ориентиры для повышения уровня квалификации.
Порядок оформления инструкции
Поскольку нет четких норм, регламентирующих порядок составления должностной инструкции, допускается составлять ее в свободной форме, и работодатель уже самостоятельно решает, из каких она будет состоять разделов, как вносить в нее изменения, а также будет ли она являться отдельным документом или приложением к трудовому договору.
Аналогичные выводы содержатся в письме Роструда «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» от 31.10.2007 № 4412-6.
Обратите внимание! При оформлении этого документа следует руководствоваться положениями ГОСТа Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», а также локальной инструкцией по делопроизводству.
О правилах хранения должностных инструкций читайте в статье «Срок и место хранения должностных инструкций сотрудников».
Должностная инструкция коммерческого директора
Важно! С 01.07.2016 при составлении должностной инструкции желательно руководствоваться не только правилами, изложенными в Трудовом кодексе РФ, но также сведениями, прописанными в профстандартах (ст. 195.1–195.3 ТК РФ).
Профстандарты применяются в том случае, если они утверждены. Однако для указанной должности профстандарт не принят.
Коммерческий директор относится к категории руководителей, поэтому к лицу, назначаемому на эту должность, стоит предъявить серьезные требования, такие как:
- Наличие высшего экономического образования.
- Опыт работы в аналогичной сфере не менее 3 лет.
- Опыт управления кадрами.
- Наличие определенных знаний в сфере маркетинга, продаж.
- Опыт ведения переговоров.
- Знание определенных языков.
При составлении должностной инструкции в обязанности коммерческого директора могут быть включены следующие требования:
- Разработка плана развития предприятия.
- Управление персоналом подконтрольного отдела.
- Контроль использования ресурсов.
- Разработка и утверждение ценовой политики предприятия в целом.
- Руководство продажами на предприятии путем построения бизнес-процессов, управления отделом, мотивации персонала и пр.
Должностные обязанности коммерческого директора
Обязанности коммерческого директора зависят от специфики организации и могут отличаться. Как правило, к ним относят:
- управление работой по продаже продукции (услуг, работ);
- управление материально-техническим снабжением организации;
- организацию краткосрочного и долгосрочного получения прибыли;
- разработку планов продаж, контроль работы отдела продаж;
- организацию подготовки внутренней отчетности по выполнению планов продаж, планов снабжения;
- контроль экономических показателей деятельности организации, поступления денежных средств и их расходования;
- организация разработки стандартов и нормативов качества выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- организация разработки стандартов и нормативов материально-технического снабжения (запасов материалов, сроков закупки).
Обратите внимание! В обязанности коммерческого директора также могут быть включены встречи с контрагентами, заключение договоров по доверенности и прочее.
Образец должностной инструкции коммерческого директора
Документ составляется на листах формата А4, утверждается руководителем предприятия, а при необходимости может визироваться руководителями структурных подразделений, юрисконсультом. Помимо этого, указанный документ должен содержать дату составления.
Должностная инструкция коммерческого директора должна состоять из следующих разделов:
- Общие положения:
- порядок назначения и принятия на должность;
- порядок подчиненности;
- уровень знаний и опыт работы для лица, назначаемого на должность;
- перечень нормативных актов, которыми руководствуется в своей деятельности коммерческий директор.
- Перечень должностных обязанностей, вменяемых коммерческому директору.
- Права, которыми обладает коммерческий директор. В этом разделе закрепляются полномочия работника для самостоятельного разрешения поставленных вопросов.
- Ответственность, которой может быть подвергнуто лицо при исполнении своих должностных обязанностей. Указанный раздел формируется в строгом соответствии с законодательством.
Скачать образец инструкции можно, пройдя по ссылке: Должностная инструкция коммерческого директора.
***
Должностная инструкция коммерческого директора составляется на основании требований действующего трудового законодательства и содержит в себе перечень полномочий, прав и обязанностей, которыми должно обладать лицо, назначаемое на эту должность. Утверждается этот документ руководителем предприятия.