Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
28 февраля 2019

Как передать электронный больничный лист в ФСС?

ФСС электронный больничный лист начал получать с 01.07.2017. Соответствующий нормативный акт вступил в силу еще в 2017 году, и сейчас проводится активная работа по реализации его положений. Подробности читайте ниже.

Введение электронных больничных листов в 2018 — 2019 году

Как выглядит электронный больничный

Расчет пособия по больничному листу

Как ЭБЛ отправляется в ФСС

Формирование ЭБЛ: как это будет

Получение ЭЦП для целей ЭБЛ

Введение электронных больничных листов в 2018 — 2019 году 

Законом «О внесении изменений…» от 01.05.2017 № 86-ФЗ (далее — закон об электронных больничных), вступившим в действие с 01.07.2017, был введен в оборот электронный больничный лист (далее — ЭБЛ), который не заменяет его бумажного собрата, а действует с ним наравне. Т. е. врач вправе выписывать и бумажные, и электронные листы нетрудоспособности. Оба они имеют одинаковую юридическую силу.

При этом в законе об электронных больничных устанавливаются условия для выписки ЭБЛ:

  1. Между ФСС, медучреждением и работодателем должно быть заключено соглашение об информационном взаимодействии.
  2. Пациент должен дать письменное согласие на формирование ЭБЛ. 

Для оформления бумажных БЛ никаких подобных требований не установлено, порядок их выдачи регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Что нужно будет делать работодателю, читайте здесь: Электронный больничный - как он работает для кадровиков

Как выглядит электронный больничный 

Форма и порядок заполнения ЭБЛ установлены приказом Минсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н.

В документе содержится:

  • индивидуальный номер ЭБЛ;
  • наименование и адрес медучреждения;
  • дата его выдачи (открытия);
  • Ф. И. О. и дата рождения нетрудоспособного;
  • причина его нетрудоспособности (болезнь, уход за больным членом семьи и т. д.);
  • наименование работодателя, условия работы (основное место, по совместительству);
  • периоды освобождения от работы;
  • Ф. И. О. и подпись врача (для ЭБЛ должна быть ЭЦП);
  • ИНН и СНИЛС работника;
  • стаж работы;
  • размер среднего заработка и рассчитанная сумма пособия. 

О расчете пособия подробнее смотрите в следующем разделе. 

Расчет пособия по больничному листу 

В 2018 — 2019 году порядок расчета больничных пособий не изменился. Их размер определяется по правилам, изложенным в положении, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, и чч. 1, 3–7 ст. 7 закона № 255-ФЗ:

  1. Пособие рассчитывается исходя из среднедневного заработка, установленного по выплатам за крайние 2 календарных года до наступления страхового случая.
  2. К выплатам относятся все полученные работником деньги, на которые были начислены страховые взносы.
  3. Если таких выплат не имеется, то расчет происходит исходя из установленного на день наступления страхового случая месячного МРОТ (подробнее об этом читайте в статье Используем МРОТ для расчета больничного листа в 2018 — 2019 году).
  4. После подсчета среднедневного заработка, его умножения на количество дней болезни определяется размер положенного к выплате пособия. Если страховой стаж работника составляет 8 лет и больше, то ему выплачивается 100% от среднего заработка, если от 5 до 8 лет — 80% и т. д.
  5. При подсчете суммы выплат за год необходимо помнить, что на каждый календарный год Правительством устанавливается предел таких выплат. Так, в 2018 году пределом являлось 815 000 руб. Т. е. если человек заработал за год больше указанной суммы, то в 2018 году в расчет шли предельные 815 000 руб. 

На 2019 год предельная база установлена в размере 865 000 руб., и в 2019 году расчет пособий будет производиться исходя из указанной суммы.

Какой-либо информации об ином порядке расчета пособий при выдаче ЭБЛ не имеется. 

Как ЭБЛ отправляется в ФСС 

На практике процесс передачи листов нетрудоспособности выглядит так:

  1. После закрытия больничного медучреждение выдает БЛ на руки обратившемуся за медуслугой гражданину.
  2. При выходе на работу сотрудник передает БЛ в бухгалтерию или отдел кадров.
  3. Бухгалтер/кадровик или иное уполномоченное работодателем лицо заполняет свою часть БЛ и отправляет его в ФСС. 

С 2017 года электронные больничные листы отправляются медучреждением в ФСС напрямую, минуя работодателя нетрудоспособного.

Для работодателя доступ к ЭБЛ открывается в личном кабинете после регистрации на официальном сайте ФСС. Он сможет вносить свою часть информации через компьютер.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 3 закона № 255-ФЗ работодатель оплачивает первые 3 дня больничного, если работник заболел сам, а начиная с 4 дня пособие выплачивает ФСС. Во всех остальных случаях все дни нахождения на больничном возмещаются за счет средств ФСС.

На практике в случае болезни работника работодатель оплачивает ему все дни невыхода на работу, а затем компенсирует часть из них бюджетными средствами, т. е. имеет место зачетный механизм.

В некоторых регионах введен пилотный проект, согласно которому зачетный механизм не работает и работник получает пособие сразу от ФСС.

В будущем планируется полный уход от зачетного механизма, и тогда работодателю не придется ничего заполнять в ЭБЛ. 

Формирование ЭБЛ: как это будет 

Как упоминалось выше, подробный порядок заполнения ЭБЛ утвержден Минздравсоцразвития.

Приведем алгоритм создания и отправки электронного больничного в ФСС:

  1. Любое взаимодействие начинается с заключения соглашения. В данном случае должно быть оформлено соглашение между ФСС, медучреждением и работодателем об информационном взаимодействии.
  2. Принимающий пациента врач уточняет, участвует ли работодатель в таком взаимодействии и не возражает ли пациент против открытия БЛ в электронной форме.
  3. Получив утвердительные ответы на свои вопросы, врач в соответствующем разделе электронной медкарты отправляет запрос в ФСС на получение единичного номера ЭБЛ.
  4. Медработник заполняет ЭБЛ, ставит электронно-цифровую подпись, сообщает пациенту номер ЭБЛ.
  5. Медучреждение отправляет ЭБЛ по каналам связи в ФСС. 

Если же пациент возражает против ЭБЛ или работодатель не участвует в проекте «Электронный больничный лист», лист нетрудоспособности оформляется обычным способом в бумажной форме. 

Получение ЭЦП для целей ЭБЛ 

Согласно ч. 5 ст. 13 закона № 255-ФЗ ЭБЛ подписывается усиленной квалифицированной подписью медработника и медорганизации. Эта подпись должна иметь квалифицированный сертификат, который выдается аккредитованным удостоверяющим центром (далее — АУЦ) в порядке, указанном в ст. 18 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ:

  1. АУЦ устанавливает личность обратившегося человека, а если тот представляет интересы юрлица, то запрашивает подтверждение полномочий на получение квалифицированного ключа.
  2. Заявитель-физлицо предъявляет паспорт, СНИЛС, ИНН, свидетельство о постановке на учет в качестве ИП, если он ИП.
  3. Заявитель-юрлицо показывает свой ОГРН.
  4. АУЦ проверяет представленную информацию путем отправления электронных запросов на выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
  5. После того как личность установят, а полномочия обратившегося от имени организации подтвердятся, заявителю выдается квалифицированный сертификат. 

Информация о выданном сертификате заносится в реестр.

***

Итак, больничный лист в электронной форме как вариант оформления листа нетрудоспособности официально появился в июле 2017 года. До этого в некоторых субъектах РФ был введен пилотный проект по ЭБЛ, доказавший эффективность и рациональность использования такой системы. Сформированный ЭБЛ будет отправляется медучреждением сразу в ФСС, минуя работодателя нетрудоспособного.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить