Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Как передать электронный больничный лист в ФСС?

ФСС принимает электронные больничные листы уже несколько лет. Кто составляет электронный больничный и как в 2021 передать его в ФСС? Отвечаем на эти вопросы и поясняем, что нужно для работы с электронными больничными.

Введение электронных больничных листов

Законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ (далее — закон об электронных больничных), вступившим в действие с 01.07.2017, был введен в оборот электронный больничный лист (далее — ЭБЛ), который в 2021 не заменяет его бумажного собрата, а действует с ним наравне.

Т. е. врач вправе выписывать и бумажные, и электронные листы нетрудоспособности. Оба они имеют одинаковую юридическую силу.

При этом в законе об электронных больничных установлены условия для выписки ЭБЛ:

- Между ФСС, медучреждением и работодателем должно быть заключено соглашение об информационном взаимодействии.

- Пациент должен дать письменное согласие на формирование ЭБЛ. 

Для оформления бумажных больничных никаких подобных требований не установлено, порядок их выдачи регламентирован приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н.

О том, что нужно делать работодателю с электронным больничным:

Как работает электронный больничный лист Подробнее

Как выглядит электронный больничный 

Форма и порядок заполнения электронных больничных установлены приказом Минсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н.

В документе содержится:

  • индивидуальный номер электронного больничного;
  • наименование и адрес медучреждения;
  • дата его выдачи (открытия);
  • Ф. И. О. и дата рождения нетрудоспособного;
  • причина его нетрудоспособности (болезнь, уход за больным членом семьи и т. д.);
  • наименование работодателя, условия работы (основное место, по совместительству);
  • периоды освобождения от работы;
  • Ф. И. О. и подпись врача (для электронного больничного должна быть ЭЦП);
  • ИНН и СНИЛС работника;
  • стаж работы;
  • размер среднего заработка и рассчитанная сумма пособия. 

О расчете пособия подробнее смотрите в следующем разделе. 

Расчет пособия по больничному листу 

Важно! В 2021 году порядок расчета больничных пособий не изменился. Их размер определяется по правилам, изложенным в положении, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, и чч. 1, 3–7 ст. 7 закона № 255-ФЗ:

  1. Пособие рассчитывается исходя из среднедневного заработка, установленного по выплатам за крайние 2 календарных года до наступления страхового случая.
  2. К выплатам относятся все полученные работником деньги, на которые были начислены страховые взносы.
  3. Если таких выплат не имеется, то расчет происходит исходя из установленного на день наступления страхового случая месячного МРОТ (подробнее об этом читайте в статье Используем МРОТ для расчета больничного листа).
  4. После подсчета среднедневного заработка, его умножения на количество дней болезни определяется размер положенного к выплате пособия. Если страховой стаж работника составляет 8 лет и больше, то ему выплачивается 100% от среднего заработка, если от 5 до 8 лет — 80% и т. д.
  5. При подсчете суммы выплат за год необходимо помнить, что на каждый календарный год Правительством устанавливается предел таких выплат. Так, в 2021 году пределом являляется 966 000 руб. Т. е. если человек заработал за год больше указанной суммы, то в в расчет идут все равно предельные 966 000 руб. 

Подробно о том, как рассчитать пособие по больничному, читайте в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Как ЭБЛ отправляется в ФСС 

На практике процесс передачи бумажных листов нетрудоспособности выглядит так:

  1. После закрытия больничного медучреждение выдает электронный больничный на руки обратившемуся за медуслугой гражданину.
  2. При выходе на работу сотрудник передает больничный лист в бухгалтерию или отдел кадров.
  3. Бухгалтер/кадровик или иное уполномоченное работодателем лицо заполняет свою часть больничного листа и отправляет его в ФСС. 

Электронные больничные листы отправляются медучреждением в ФСС напрямую, минуя работодателя нетрудоспособного.

Для работодателя доступ к электронному больничному открывается в личном кабинете после регистрации на официальном сайте ФСС. Он сможет вносить свою часть информации через компьютер.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 3 закона № 255-ФЗ работодатель оплачивает первые 3 дня больничного, если работник заболел сам, а начиная с 4 дня пособие выплачивает ФСС. Во всех остальных случаях все дни нахождения на больничном возмещаются за счет средств ФСС.

На практике в случае болезни работника работодатель оплачивает ему все дни невыхода на работу, а затем компенсирует часть из них бюджетными средствами, т. е. имеет место зачетный механизм.

В некоторых регионах введен пилотный проект, согласно которому зачетный механизм не работает и работник получает пособие сразу от ФСС.

В будущем планируется полный уход от зачетного механизма, и тогда работодателю не придется ничего заполнять в электронном больничном. 

Формирование ЭБЛ: как это будет 

Как упоминалось выше, подробный порядок заполнения электронных больничных утвержден Минздравсоцразвития.

Приведем алгоритм создания и отправки электронного больничного в ФСС:

1. Любое взаимодействие начинается с заключения соглашения. В данном случае должно быть оформлено соглашение между ФСС, медучреждением и работодателем об информационном взаимодействии.

2. Принимающий пациента врач уточняет, участвует ли работодатель в таком взаимодействии и не возражает ли пациент против открытия БЛ в электронной форме.

3. Получив утвердительные ответы на свои вопросы, врач в соответствующем разделе электронной медкарты отправляет запрос в ФСС на получение единичного номера ЭБЛ.

4. Медработник заполняет ЭБЛ, ставит электронно-цифровую подпись, сообщает пациенту номер ЭБЛ.

5. Медучреждение отправляет ЭБЛ по каналам связи в ФСС. 

Обратите внимание! Если пациент возражает против ЭБЛ или работодатель не участвует в проекте «Электронный больничный лист», лист нетрудоспособности оформляется обычным способом в бумажной форме. 

Получение ЭЦП для целей ЭБЛ 

Важно! Согласно ч. 5 ст. 13 закона № 255-ФЗ ЭБЛ подписывается усиленной квалифицированной подписью медработника и медорганизации.

Эта подпись должна иметь квалифицированный сертификат, который выдается аккредитованным удостоверяющим центром (далее — АУЦ) в порядке, указанном в ст. 18 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ:

  1. АУЦ устанавливает личность обратившегося человека, а если тот представляет интересы юрлица, то запрашивает подтверждение полномочий на получение квалифицированного ключа.
  2. Заявитель-физлицо предъявляет паспорт, СНИЛС, ИНН, свидетельство о постановке на учет в качестве ИП, если он ИП.
  3. Заявитель-юрлицо показывает свой ОГРН.
  4. АУЦ проверяет представленную информацию путем отправления электронных запросов на выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
  5. После того как личность установят, а полномочия обратившегося от имени организации подтвердятся, заявителю выдается квалифицированный сертификат. 

Информация о выданном сертификате заносится в реестр.

***

Итак, больничный лист в электронной форме как вариант оформления листа нетрудоспособности официально появился в июле 2017 года. До этого в некоторых субъектах РФ был введен пилотный проект по ЭБЛ, доказавший эффективность и рациональность использования такой системы. Сформированный ЭБЛ будет отправляется медучреждением сразу в ФСС, минуя работодателя нетрудоспособного.

Источники:
  • закон «О внесении изменений в ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 01.05.2017 № 86-ФЗ
  • постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить