Момент возникновения исключительного права на фирменное наименование
Фирменное наименование определяется создателями компании, указывается в ее учредительных документах и должно соответствовать требованиям, приведенным в ст. 1474 ГК РФ.
Важно! Понятие «фирменное наименование» применимо только к коммерческим юрлицам.
Исключительное право на фирменное наименование возникает в момент государственной регистрации юридического лица, т. е. со дня включения записи о нем в ЕГРЮЛ. В случае смены фирменного наименования соответствующие изменения вносятся в учредительные документы и также фиксируются в ЕГРЮЛ.
О других средствах индивидуализации юрлица читайте в нашей статье.
Как защитить фирменное наименование и в каких случаях нарушитель должен понести установленную законодательством ответственность
Привлекая клиентов с помощью фирменного наименования другой коммерческой организации, используя репутацию чужого бренда, компания-правонарушитель может извлечь необоснованную выгоду.
Обратите внимание! По правилам, установленным законодателем, фирменные наименования должны быть уникальными, т. е. не повторяться в аналогичной сфере деятельности (ч. 3 ст. 1474 ГК РФ). При этом под уникальностью в данном случае понимается как полное тождество наименований, так и сходство до степени смешения.
Сходство словесных обозначений может быть:
- звуковым (фонетическим);
- графическим (визуальным);
- смысловым (семантическим).
Необходимо учитывать, что суд в случае спора будет основываться на том, что обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия (постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.01.2016 № С01-1048/2015 по делу № А40-34733/2015).
Важно! В случае возникновения спора правовой защите будет подлежать исключительное право на фирменное наименование, которое было внесено в ЕГРЮЛ первым.
При нарушении исключительного права на фирменное наименование владелец может требовать от нарушителя возмещения причиненного ущерба в связи с неправомерным использованием имени его предприятия, а также совершения по своему выбору следующих действий (п. 4 ст. 1474 ГК РФ):
- прекращения использования фирменного наименования в отношении идентичных видов деятельности правообладателя, то есть отказ от применения такого названия для схожих товаров и услуг;
- смены своего фирменного наименования в установленном порядке.
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование
Обратите внимание! Право на фирменное наименование, в отличие от иных объектов исключительных прав, является для предприятия неотчуждаемым: распоряжение им не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Данное ограничение накладывает запрет на прямое предоставление фирменного наименования третьему лицу по сделкам, а также на стоимостную оценку наименования, поскольку оно не является имуществом компании.
Однако если зарегистрировать фирменное наименование или его элементы в качестве товарного знака (п. 2 ст. 1476 ГК РФ), возможно снять указанные ограничения. Процедура выявления на рынке смежных товарных знаков требует трудозатрат и материальных вложений, но в таком случае фирменное наименование сможет опосредованно иметь оценку в составе других нематериальных активов предприятия.
В каких случаях прекращается исключительное право на фирменное наименование
Согласно п. 2 ст. 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование прекращается в момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ либо регистрации изменения фирменного наименования.
Вывод! Таким образом, можно выделить 2 формы прекращения права на фирменное наименование: добровольное и принудительное.
К добровольному прекращению можно отнести:
- Исключение наименования из ЕГРЮЛ по волеизъявлению его участников, включая реорганизацию юридического лица со сменой названия и добровольную ликвидацию.
- Изменение названия фирмы по решению участников с внесением изменений в ее учредительные документы и их последующей регистрацией.
К принудительному прекращению относятся:
- Исключение организации из ЕГРЮЛ без согласия его собственников (по искам государственных органов (п. 3 ст. 61 ГК РФ), при банкротстве и в иных случаях).
- Изменение фирменного наименования по решению суда. Например, согласно постановлению Суда по интеллектуальным правам от 26.10.2015 № С01-1113/2014 по делу № А36-3075/2013 суд обязал ответчика прекратить использование фирменного наименования, тождественного с фирменным наименованием истца, путем внесения изменений в учредительные документы ответчика об исключении из наименования ответчика идентичных слов.
***
При определении наименования компании настоятельно рекомендуется осуществить проверку в доступных источниках налоговых и статистических органов зарегистрированных фирменных наименований и проанализировать их на тождественность и сходство до степени смешения.
Помимо прочего, при возникновении сомнений в схожести с чужим названием можно воспользоваться Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32.