Ситуация
Заказчик разместил информацию о закупке — нужно было достроить городскую поликлинику. По результатам закупок определили победителя. Однако одна строительная организация (далее — компания) посчитала проведение закупки незаконным.
По ее мнению, заказчик необоснованно указал в качестве одного из требований наличие подтвержденного сертификатом индекса деловой репутации. Компания считает, что таким образом организации, которые могут иметь больший опыт работы и квалификацию в выполнении таких строительных работ, фактически отрезаны от участия в закупках по формальному критерию — отсутствию у них сертификата.
Для защиты прав и интересов участников закупок компания обратилась в антимонопольный орган.
Решение антимонопольного органа
Антимонопольный орган с доводами компании согласился и выдал заказчику предписание об устранении нарушений (аннулирование закупки — определения победителя).
Теперь уже несогласным стал победитель закупок. Он обжаловал решение антимонопольного органа в суде.
Рассмотрение дела в судах
Судебная практика по этому делу о закупках развивалась следующим образом:
- первая инстанция — решение ФАС отменено;
- апелляция поддержала суд первой инстанции;
- суд округа — судебные акты отменены: решение ФАС признано законным, т. к. наличие сертификата само по себе не указывает на лучшее предложение, но ставит участников закупки в неравное положение.
Позиция Верховного суда
Верховный суд отменил постановление окружного суда и согласился с первой инстанцией и апелляцией: сертификаты предусмотрены национальными стандартами и требование об их предоставлении вполне ожидаемо для строительной отрасли.
Также ВС РФ отметил следующее:
- Компания, которая жаловалась на неконкурентную закупку, получить сертификат не пыталась.
Компания не представила доказательств, подтверждающих реальность своих намерений и способность выполнить работы. Поэтому нет оснований полагать, что компания не стала победителем из-за угрозы применения к ней спорного критерия оценки.
- Антимонопольный орган создал условия для аннулирования закупки и для ее повторного проведения, а это может привести к тому, что госнужды долго не будут удовлетворены.
Итак, ВС РФ отметил в п. 33 обзора № 1 (2020) от 10.06.2020, что механизм защиты прав участников закупок в административном порядке по 44-ФЗ должен применяться только при действительных, а не мнимых нарушениях. Он также не должен создавать предпосылки для нарушений публичных интересов.
***
Также читайте наши статьи по ссылкам: