Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

ВС РФ: механизм защиты прав участников закупок применяется при действительных, а не мнимых нарушениях

Защита прав участников закупок в административном порядке по 44-ФЗ должна касаться только случаев действительных, а не мнимых нарушений — указал Верховный суд РФ. Рассмотрим на примере, какие случаи относятся к мнимым.

Ситуация

Заказчик разместил информацию о закупке — нужно было достроить городскую поликлинику. По результатам закупок определили победителя. Однако одна строительная организация (далее — компания) посчитала проведение закупки незаконным.

По ее мнению, заказчик необоснованно указал в качестве одного из требований наличие подтвержденного сертификатом индекса деловой репутации. Компания считает, что таким образом организации, которые могут иметь больший опыт работы и квалификацию в выполнении таких строительных работ, фактически отрезаны от участия в закупках по формальному критерию — отсутствию у них сертификата.

Для защиты прав и интересов участников закупок компания обратилась в антимонопольный орган.

Решение антимонопольного органа

Антимонопольный орган с доводами компании согласился и выдал заказчику предписание об устранении нарушений (аннулирование закупки — определения победителя).

Теперь уже несогласным стал победитель закупок. Он обжаловал решение антимонопольного органа в суде.

Рассмотрение дела в судах

Судебная практика по этому делу о закупках развивалась следующим образом:

  • первая инстанция — решение ФАС отменено;
  • апелляция поддержала суд первой инстанции;
  • суд округа — судебные акты отменены: решение ФАС признано законным, т. к. наличие сертификата само по себе не указывает на лучшее предложение, но ставит участников закупки в неравное положение.

Позиция Верховного суда

Верховный суд отменил постановление окружного суда и согласился с первой инстанцией и апелляцией: сертификаты предусмотрены национальными стандартами и требование об их предоставлении вполне ожидаемо для строительной отрасли.

Также ВС РФ отметил следующее:

  • Компания, которая жаловалась на неконкурентную закупку, получить сертификат не пыталась.

    Компания не представила доказательств, подтверждающих реальность своих намерений и способность выполнить работы. Поэтому нет оснований полагать, что компания не стала победителем из-за угрозы применения к ней спорного критерия оценки.

  • Антимонопольный орган создал условия для аннулирования закупки и для ее повторного проведения, а это может привести к тому, что госнужды долго не будут удовлетворены.

Итак, ВС РФ отметил в п. 33 обзора № 1 (2020) от 10.06.2020, что механизм защиты прав участников закупок в административном порядке по 44-ФЗ должен применяться только при действительных, а не мнимых нарушениях. Он также не должен создавать предпосылки для нарушений публичных интересов.

***

Также читайте наши статьи по ссылкам:

Источники:
Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2020), утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.06.2020
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить