Общее сравнение в таблице
Рассмотрим основные отличия между законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ |
Закон № 223-ФЗ |
Жестко регламентирует все этапы закупки. Любые отступления от правил влекут отмену закупки и санкции |
Содержит основные принципы проведения закупки. Все детали заказчик отражает в положении. Для принятия решения об участии поставщикам необходимо внимательно изучать положение |
Обратите внимание! Оба закона направлены на снижение коррупции в закупках и возможность выбора выгодных условий закупки для заказчика.
Участники закупок
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ в части требований к участникам закупки, увидим из следующей таблицы.
Участники |
Закон № 44-ФЗ |
Закон № 223-ФЗ |
Заказчики |
Государственные органы. Государственные корпорации (Роскосмос, Росатом). Любые ГУПы и МУПы, осуществляющие закупки за счет бюджетных средств. Казенные учреждения
|
Компании, имеющие долю участия государства в своем капитале более 50%. Субъекты естественных монополий. Организации, ведущие регулируемую деятельность (газо-, тепло-, водоснабжение и пр.). Бюджетные учреждения, ГУПы, МУПы, осуществляющие закупки за счет собственных средств либо грантов |
Поставщики |
Юридические лица (исключение — офшорные компании). Индивидуальные предприниматели. Физические лица |
Юридические лица. Индивидуальные предприниматели. Физические лица. Коллективные участники |
Способ закупок
В соответствии со ст. 24 закона № 44-ФЗ закупки делятся на конкурентные и неконкурентные.
Важно! Случаи проведения неконкурентных закупок в форме закупки у единственного поставщика предусмотрены ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ либо положением о закупке по закону № 223-ФЗ.
В остальных случаях заказчики проводят тендеры. Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это конкурентные торги, по результатам которых выбирается поставщик товаров, работ, услуг.
Способы проведения закупок по двум законам практически не имеют различий и проводятся в виде:
- конкурсов (открытых, закрытых, с ограничением участия, многоэтапных, в электронной форме);
- аукционов (электронных, закрытых);
- запросов предложений;
- запросов котировок;
- закрытых закупок.
Обратите внимание! Закон № 223-ФЗ дает организаторам торгов право устанавливать свои формы проведения тендеров, установленные в положении.
Площадки для проведения закупок. ЭЦП для участия в торгах
Конкурентные закупки проводятся преимущественно в форме электронных торгов. Различие 44-ФЗ и 23-ФЗ заключается в следующем.
Закон № 44-ФЗ |
Закон № 223-ФЗ |
В соответствии с ч. 3 ст. 24.1 закона № 44-ФЗ требования к электронным площадкам (ЭТП) утверждены постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656. Список площадок установлен распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р
|
Торги с участием СМП проводятся на площадках согласно закону № 44-ФЗ (ч. 10 ст. 3.4 закону № 223-ФЗ). Остальные — на площадках по выбору заказчика
|
Закрытые конкурентные закупки проводятся на площадке ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа». Для участия в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ на ЭТП участники подают документы, подписанные квалифицированной электронной цифровой подписью (ЭЦП). Один сертификат ЭЦП действует на всех площадках.
Обратите внимание! Требование о подписании конкурсной документации ЭЦП содержится в п. 3 ч. 1 ст. 4 закон № 44-ФЗ и п. 5 ст. 3.3 закона № 223-ФЗ.
Документация
Контрактная система закупок подразумевает значительное количество документов.
Важно! Комплект документов зависит от формы проведения закупки.
По общим для всех способов определения поставщика правилам документация должна содержать:
- информацию об объекте, включая качественные, технические, функциональные характеристики товара, работы или услуги;
- требования к заявке на участие;
- условия проведения торгов;
- инструкцию по участию в тендере;
- проект договора;
- место, условия и сроки поставки, оказания услуги или выполнения работ;
- форму, сроки и порядок оплаты;
- правила разъяснения содержания документации;
- порядок определения цены товара, работы, услуги;
- обязательные и дополнительные (при наличии) требования к участникам;
- критерии определения участников и победителей торгов.
Подача заявок
Важно! Подать заявку на участие в торгах по закону № 44-ФЗ и тендер, проводимый среди субъектов малого бизнеса в рамках закона № 223-ФЗ, могут только лица, зарегистрированные в ЕИС.
Сроки подачи заявок на участие в закупке указываются в извещении и зависят от способа определения участника, принадлежности участника к МСП, а также стоимости контракта.
Минимальные сроки подачи заявки по закону № 44-ФЗ
Форма проведения |
Статья |
Срок, дней |
Открытый конкурс |
П. 1 ст. 49 |
20 |
Открытый аукцион |
П. 1 ст. 54.2 |
15 |
Аукцион в электронной форме |
Пп. 2, 3 ст. 63 |
7–15 |
Запрос предложений |
П. 3 ст. 83 |
5 |
Запрос котировок |
П. 1 ст. 74 |
4 |
Запрос котировок в электронной форме |
П. 1 ст. 82.2 |
5 |
По закону № 223-ФЗ
Форма проведения |
Статья |
Срок, дней |
Конкурс, аукцион |
Пп. 17, 19 ст. 3.2 |
7 |
Запрос котировок |
П. 21 ст. 3.2 |
5 |
Запрос предложений |
П. 23 ст. 3.2. |
7 |
Обратите внимание! Участник конкурентной закупки может подать только одну заявку в отношении каждого лота.
Обеспечение
По закону № 44-ФЗ
Размер обеспечения заявки зависит от цены НМЦК:
- НМЦК до 1 млн руб. — обеспечение не требуется;
- до 20 млн руб. — 0,5–1% от НМЦК;
- более 20 млн руб. — 0,5–5% от НМЦК.
Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет, открытый в уполномоченном банке. Помимо обеспечения заявки закон № 44-ФЗ содержит требования к обеспечению контракта в размере от 5 до 30% от НМЦК.
Для СМП размер обеспечения рассчитывается не от НМЦК, а от итоговой цены контракта.
Важно! СМП с опытом участия от 3 лет, не имеющие санкций, вправе не предоставлять обеспечение контракта.
По закону № 223-ФЗ
Обеспечение заявки не требуется при НМЦД до 5 млн руб. Размер обеспечения заявки не может превышать 5% от НМЦД. Необходимость и способы обеспечения контракта определяются на усмотрение заказчика и указываются в положении.
Заключение, изменение, расторжение и выполнение контракта
Весь алгоритм действий сторон контракта, заключенного по закону № 44-ФЗ, предусмотрен соответствующим законом. В нем содержится исчерпывающий перечень оснований для тех или иных действий, а также прямой запрет на внесение любых изменений в существенные условия контракта (ст. 95 закона № 44-ФЗ). Даже выявленные ошибки в договоре стороны могут корректировать только путем составления протокола разногласий.
Обратите внимание! Закон № 223-ФЗ, напротив, более лояльно настроен к сторонам договора и допускает возможность заказчику устанавливать условия заключения, изменения и выполнения контракта в положении (ст. 2, 4 закона № 223-ФЗ). Порядок расторжения договора законом № 223-ФЗ не предусмотрен, поэтому стороны должны руководствоваться общими положениями ГК РФ.
Возможность обжалования
Жалоба на действия заказчика подается в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ в соответствии со ст. 105 закона № 44-ФЗ. Порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 106 закона № 44-ФЗ и приказом ФАС РФ «Об утверждении административного регламента...» от 19.11.2014 № 727/4.
Жалобы по контракту, заключенному в рамках закона № 44-ФЗ, в двухдневный срок размещаются на сайте zakupki.gov.ru.
Порядок обжалования действий сторон контракта, заключенного в соответствии с законом № 223-ФЗ, а также действий электронных площадок предусмотрен ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ и ст. 18.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135.
***
Закон № 44-ФЗ жестко регламентирует все аспекты взаимоотношений сторон контракта. Закон № 223-ФЗ, напротив, позволяет контрагентам самостоятельно определять и согласовывать условия закупок.
О порядке заключения контракта по закону «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) вы узнаете, прочитав другую нашу статью. А здесь мы подробно рассказали, как заключить договор по закону «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).