Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Правила проведения закупок малого объема по 44-ФЗ

Закупки малого объема по 44-ФЗ имеют ряд особенностей и в целом проводятся по упрощенному алгоритму. В нашей статье подробно рассказываем, какие госзакупки относятся к мелким, как они оформляются и какие риски и ограничения должны быть учтены при участии в них.

Что понимается под закупками малого объема

По умолчанию предполагается, что госзакупка должна производиться конкурентными способами (конкурс, аукцион). Однако в тех случаях, когда объем и цена закупаемых товаров (работ, услуг) невелики, проведение процедуры конкурентной закупки, как правило, не оправдано экономически из-за финансовых и временных затрат. Поэтому законодатель включил закупки малого объема (до 600 000 руб.) в число случаев, предусмотренных ст. 93 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), когда разрешена закупка у единственного поставщика. Мелкие закупки у единственного поставщика могут осуществляться по пп. 4 и 5 ч. 1 вышеуказанной статьи.

Обратите внимание! Госзаказчик вправе, но не обязан закупать товары, услуги, работы при сумме до 600 000 руб. у единственного поставщика. При желании он может организовать и конкурентную процедуру мелкой закупки.

На закупки малого объема полагается отдельный реестр. Как заполнить реестр закупок малого объема, читайте в готовом решении системы КонсультантПлюс. Если вы не подключены к КонсультантПлюс, знакомьтесь с нею через бесплатный пробный доступ на 2 дня – можно оформить по ссылке.

Закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ

По данному пункту закупку может проводить любой государственный заказчик.

Сумма одной закупки по п. 4 ограничена 600 000 руб.

Должно строго соблюдаться одно из следующих ограничений на выбор заказчика:

  • годовой объем закупок по данному пункту — до 2 000 000 руб.;
  • годовой объем закупок по данному пункту — до 10% от совокупного годового объема всех проводимых заказчиком закупок, но не более 50 000 000 руб.

Если целью закупки является обеспечение муниципальных нужд сельских поселений, то лимиты по годовому объему соблюдать не нужно.

Закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ

По данному пункту размер закупки также ограничен 600 000 руб., однако осуществлять их может только строго ограниченный перечень субъектов:

  • учреждения культуры, осуществляющие сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия;
  • зоопарки и планетарии;
  • парки культуры и отдыха;
  • заповедники, ботанические сады, национальные, природные и ландшафтные парки;
  • театры, концертные залы, цирки, музеи, дома и дворцы культуры, дома народного творчества;
  • библиотеки, клубы, архивы;
  • образовательные, научные, спортивные организации (государственные и муниципальные);
  • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Здесь есть свои лимиты. Годовой объем закупок по п. 5 должен составлять по выбору заказчика:

  • до 5 000 000 руб.;
  • или до 50% совокупного годового объема закупок заказчика, но не более 30 000 000 руб.

Обратите внимание! Вышеперечисленные субъекты могут проводить закупки по обоим пунктам, выбирая основание мелкой закупки в зависимости от обстоятельств. При этом лимиты рассчитываются по каждому основанию отдельно.

Важно! Установленные ограничения годового объема мелких закупок по обоим пунктам госзаказчику необходимо строго соблюдать. В противном случае контрольный орган вправе будет оштрафовать его за неправильный выбор способа закупки.

Процедура проведения закупок малых объемов

Закупки малых объемов по обоим пунктам проводятся в упрощенном порядке. Так, для мелких закупок не нужно:

  • обоснование выбора способа закупки;
  • извещение о проведении закупки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • согласование и уведомление ФАС.

Как видим, закупки малого объема по 44-ФЗ в значительной степени деформализованы.

Однако почти все федеральные заказчики обязаны проводить мелкие закупки с использованием единого агрегатора торговли «Березка», функционирующего на основании распоряжения Правительства РФ «О создании единого агрегатора торговли» от 28.04.2018 № 824-р (далее – распоряжение).

Исключение составляют случаи, когда в данной системе на нашлось подходящей продукции либо продукция была найдена вне нее по цене ниже, чем было предложено поставщиками в системе (п. 7 распоряжения). Также не проводятся в «Березке» закупки, содержащие гостайну, и у физических лиц, не являющихся ИП (п. 9 распоряжения).

Как покупать на агрегаторе «Березка»

Процедура закупки через агрегатор «Березка» предельно проста и по своей сути напоминает покупку в интернет-магазине.

Первое, что необходимо сделать, — это разместить объявление о закупочной сессии, выбрав нужный объект закупки и установив начальную цену. Когда найден подходящий поставщик, предложивший лучшую цену, заказчик направляет ему проект договора.

Обратите внимание! В мелких закупках договор может иметь любое название и не обязательно должен соответствовать всем требованиям к госконтракту, содержащимся в ст. 34 закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 № Д28и-2107). Сделка оформляется как обычная гражданско-правовая, с обязательным соблюдением существенных условий.

Примечательно, что сделки по результатам мелких закупок могут оформляться не только в виде договора, но и иными допустимыми Гражданским кодексом РФ способами, например путем выдачи накладных, актов, оплаты выставленного счета. Оплата возможна даже наличными (между юрлицами и ИП — не более 100 000 руб., письмо Минфина России от 04.10.2017 № 24-02-08/64784).

Сведения о закупках, проведенных без заключения контракта, необходимо внести в реестр закупок, который ведется госзаказчиком в свободной форме (п. 1 ст. 73 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ).

Проблема дробления закупок

При проведении закупок малого объема, которые избавлены от значительных процедурных сложностей, неизбежно встает вопрос о злоупотреблении правом проводить такие закупки и намеренном дроблении крупных закупок на части.

Закон № 44-ФЗ никак не ограничивает заказчиков в количестве таких закупок, периодичности их проведения и т. д. В то же время контрольные органы тщательно анализируют информацию о проводимых закупках малого объема и при наличии малейших подозрений на дробление могут оштрафовать заказчика за уклонение от конкурентной процедуры по ст. 7.29 КоАП РФ.

Так, подозрительными с этой точки зрения считаются договоры, заключенные с одним и тем же поставщиком на одни и те же виды товаров, работ, услуг в один день. Примерами судебных решений с такой позицией суда являются постановления АС Центрального округа от 25.02.2019 № Ф10-6569/2018, АС Волго-Вятского округа от 14.03.2019 № Ф01-259/2019 и др. В то же время в судебной практике высказываются и иные позиции (см, например, постановление АС Уральского округа от 29.08.2019 № Ф09-4412/19).

Обратите внимание! Когда закупаете один и тот же товар мелкими закупками в краткий период времени (месяц-два месяца) рекомендуем не допускать совпадения 2-х этих моментов:

  1. Одноименная продукция закупается у одного и того же поставщика.
  2. Общая сумма закупки одного товара у одного поставщика превышает предельную сумму для малой закупки.

Что ожидает процедуру закупок малого объема с 01.04.2021

***
Итак, закупки малых объемов по 44-ФЗ — это закупки у единственного поставщика на сумму не более 600 000 руб. Они проводятся в упрощенном порядке, однако заказчикам необходимо соблюдать установленные законодательством лимиты.

Источники:
постановление Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р
Комментировать 1
Назад Вперед
Комментарии
25 января 2021
Постоянная ссылка
Написано понятным простым языком
Ответить
Оставить комментарий
Отправить