Нормирование для бюджетных учреждений по закону № 223-ФЗ
Бюджетное учреждение принадлежит к группе заказчиков, которые могут проводить торги:
- по закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ);
- закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).
О разнице в процедуре закупок по этим законам читайте в нашей статье.
Важно! Закупки бюджетных учреждений и других заказчиков в рамках закона № 223-ФЗ нормированию не подлежат.
По закону № 223-ФЗ, т. е. без нормирования, бюджетное учреждение может приобретать продукцию, работу, услуги за счет:
- пожертвований, грантов, субсидий, денежных средств, полученных в дар или по завещанию;
- самостоятельно заработанных в ходе своей деятельности денег (исключение — оказание медпомощи по обязательному медстрахованию);
- средств, полученных в качестве исполнителя контракта, в случае приобретения у третьих лиц продукции, необходимой для выполнения госконтракта.
Обратите внимание! Для проведения этих закупок учреждение должно иметь положение о закупке, опубликованное в Единой информационной системе (п. 4 ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).
Положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, который осуществляет полномочия учредителя. В зависимости от того, кем создано бюджетное учреждение, им может быть федеральный или региональный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления (п. 3 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ). Например, в отношении федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте РФ» такие функции выполняет Министерство юстиции РФ.
Нормирование для бюджетных учреждений по закону № 44-ФЗ
Обратите внимание! Закупки бюджетных учреждений в рамках закона № 44-ФЗ, как и закупки других заказчиков, подпадают под правила нормирования, установленные ст. 19 закона № 44-ФЗ и другими нормативными актами.
Нормирование — это установление:
- требований к приобретаемой продукции, услугам, работам (в т. ч. предельной цены);
- нормативных затрат на обеспечение функций госорганов, муниципалитетов, органов управления внебюджетными фондами.
Важно! Нормативные затраты действуют для бюджетных учреждений только в том случае, когда они осуществляют полномочия государственного или муниципального заказчика, переданные им на основании соглашения бесплатно (ч. 6 ст. 15 закона № 44-ФЗ).
В остальных случаях в отношении этих учреждений действуют только нормативные требования к приобретаемым товарам, работам, услугам (ТРУ).
Важно! Цель установления таких требований — не допустить покупки предметов роскоши или продукции с избыточными потребительскими свойствами. Например, компьютера с характеристиками, которые не нужны для работы.
Кто и как устанавливает нормативы для бюджетных учреждений
Чтобы разобраться с тем, кто и как нормирует закупки в бюджетной организации, приведем структуру правового регулирования в нормировании.
Исходя из схемы, можно сказать, что конкретные требования к ТРУ и нормативные затраты бюджетных учреждений устанавливает федеральный или региональный орган власти, местные органы власти, в чьей подведомственности находится это учреждение.
Требования к закупаемым бюджетным учреждением ТРУ на конкретном примере
В качестве примера разберем требования к ТРУ, закупаемым бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству культуры РФ (приказ Минкультуры России от 21.05.2018 № 762, далее — приказ № 762). Требования разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927.
Приказом № 762, в частности, установлены следующие требования:
Должность в бюджетном учреждении |
Товар, работа, услуга |
Характеристика |
Руководитель, заместитель, начальник отдела |
Портативный компьютер |
Вес — не более 900 г, процессор — не менее двухъядерного, размер оперативной памяти — не менее 2 Гб, объем накопителя — не менее 64 Гб |
Руководитель, заместитель |
Компьютер |
Вес — не более 4,5 кг, размер оперативной памяти — не менее 3 Гб, объем накопителя — не менее 128 Гб |
Все категории должностей |
Компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода |
Объем оперативной памяти — не ниже 16 Гб, жесткий диск — не менее 500 Гб, предустановленная Windows 7, лицензионное ПО |
Руководитель, заместитель |
Транспортное средство |
Не более 200 л/с, стоимостью до 1,5 млн руб. |
Руководитель, заместитель |
Услуги такси, аренда легкового автомобиля с водителем |
Не более 200 л/с |
Все сотрудники |
Услуги по предоставлению доступа к интернету |
Не менее 1 Мбит/с |
Кроме того, требования установлены к офисной мебели (столам, диванам, шкафам и т. д.).
Нормативные затраты бюджетных учреждений
Как уже говорилось выше, нормативные затраты для бюджетных учреждений могут быть установлены, если им переданы функции государственного или муниципального заказчика в соответствии с ч. 6 ст. 15 закона № 44-ФЗ. Поэтому, в отличие от требований к закупаемым ТРУ, нормативные затраты установлены далеко не для всех бюджетных учреждений.
В качестве примера приведем распоряжение администрации городского поселения — город Богучар Богучарского МО Воронежской области от 09.01.2020 № 1-Р. Им установлены нормативные затраты для муниципального бюджетного учреждения «Комбинат благоустройства города Богучар», в частности нормативы:
- на обслуживание и ремонт вычислительной техники (7 единиц — 10 000 руб. в год);
- услуги по сопровождению ПО «1С:Бухгалтерия» (76 000 руб. в год);
- услуги по найму жилых помещений в связи с командировками (не более 3600 руб. в сутки);
- покупку бензина марки АИ-92 (36 000 литров) и т. д.
***
Таким образом, правила нормирования действуют в отношении бюджетных учреждений, когда последние проводят закупки в рамках закона № 44-ФЗ. Требования к приобретаемым товарам, работам, услугам, в том числе предельные цены на них, устанавливает государственный или местный орган власти, в чьей подведомственности находится учреждение. Нормативные затраты могут быть установлены, если учреждение выполняет функции государственного или муниципального заказчика.