Национальный режим при осуществлении закупок по закону № 44-ФЗ: общие сведения
Национальный режим закон № 44-ФЗ устанавливает для товаров иностранного производства, а также работ и услуг, исполняемых иностранными организациями и физическими лицами. Нацрежим представляет собой совокупность правил (точнее ограничений по сравнению с отечественными товарами и услугами) покупки иностранных товаров (услуг) на государственных/муниципальных торгах.
Цель установления нацрежима — защита конституционных основ, обороноспособности и безопасности РФ, развитие российского рынка и экономики, поддержка отечественного производства (ч. 3 ст. 14 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
Применение нацрежима в госзакупках обязательно, поэтому заказчик сразу должен обозначить в закупочной документации и, соответственно, требовать от поставщика:
- указывать государство, где был произведен товар;
- представлять документы по нацрежиму, подтверждающие соответствие участника предписаниям ст. 14 закона № 44-ФЗ.
Применение национального режима закон № 44-ФЗ устанавливает в 3 формах (см. схему).
Новшества: изменения в нацрежиме с 11 августа 2020 года
ФЗ «О внесении изменений…» от 31.07.2020 №249-ФЗ закрепил ряд нововведений в закон №44-ФЗ. В отношении применения нацрежима в госзакупках имеются следующие новшества.
- Правительство РФ будет устанавливать размер минимальной доли закупок российских товаров, в т. ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом Правительством же будет определен и перечень таких российских товаров. Иными словами, сейчас заказчик при участии в госзакупках должен будет в обязательном порядке закупить товары или услуги именно российского производства не менее установленного законодательством объема от всей закупки.
- Заказчики теперь обязаны составлять отчет об объеме закупок российских товаров, и размещать его в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если по итогам года заказчик не сможет совершить необходимый минимальный объем закупок российских товаров (или услуг), то он должен будет подготовить и разместить в ЕИС также обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок российских товаров. Порядок подготовки отчета и обоснования невозможности будет определен Правительством РФ, так же как и регламент их оценки уполномоченным органом. Этим тонкостям посвящена новая статья 30.1 закона №44-ФЗ.
Важно! Законодатель указал, что положения ст. 14 Закона № 44-ФЗ (в т.ч. с учетом рассмотренных выше нововведений) об импортозамещении не применяются при закупках для нужд безопасности государства (в т.ч. в целях обеспечения органов внешней разведки, ФСБ, в целях осуществления мер госохраны и т.д.).
В целях обеспечения возможности исполнения заказчиками новых обязательств по минимальной закупке российских товаров, Правительство РФ будет регулировать особенности определения (ч. 25 ст. 22 закона №44-ФЗ):
- начальной (максимальной) цены контракта;
- цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,
- на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров.
Кроме того, в правилах описания объекта закупки (ст. 33 закона №44-ФЗ) добавлен пункт 1.1: теперь заказчик при описании объекта закупки в закупочной документации обязан указывать характеристики российского товара, в т. ч. содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Национальный режим по 44-ФЗ - перечень товаров, запрещенных для госзакупок
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее — постановление № 616) утверждены новые правила работы с запретами и ограничениями в отношении товаров/работ/услуг иностранного производства для госнужд.
Так, запрещены закупки иностранных товаров (пп. 1–2 постановления № 616):
- Для нужд обороны страны и безопасности государства.
- Входящих в утвержденный перечень, прилагаемый к постановлению № 616. В этот список входят товары различных категорий, среди которых одежда (в т. ч. защитная), обувь, различные измерительные приборы, автотранспорт, железнодорожный транспорт и др.
Вывод! Иными словами, заказчику необходимо понимать, что если во время проведения торгов подана заявка, содержащая предложение о поставке вышеуказанной продукции иностранного происхождения, то она должна быть отклонена.
Когда нацрежим не применяется
Можно не соблюдать его в отношении товаров/работ/услуг, происходящих из стран ЕАЭС, а также в нижеперечисленных случаях:
- закупаемый товар в принципе не изготавливают на территории РФ;
- приобретается 1 единица товара, стоимость которой не выше 100 тыс. руб., или несколько таких товаров, общая стоимость которых составляет не более 1 млн руб.;
- закупаются расходные материалы и запасные части, а также товары, которые должны быть совместимы с приобретенными ранее;
- закупаются расходные материалы и запасные части к машинам и механизмам, которые уже эксплуатирует заказчик;
- закупки осуществляются для нужд ФСБ, ФСО, МВД, Нацгвардии, Управления делами Президента РФ и некоторых других государственных учреждений.
Обратите внимание! Подтверждением российского производства продукции является наличие сведений о ней в реестре российской промышленной продукции (найти его можно в информационной системе Минпромторга по этой ссылке). А подтверждением производства товара в ЕАЭС выступает наличие сведений о нем в реестре евразийской промышленной продукции. Участники торгов представляют выписки из реестра.
Ограничения по национальному режиму по 44-ФЗ
Установлен перечень иностранных товаров, в отношении которых имеются ограничения на закупку для государственных нужд (см. постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, далее — постановление № 617).
К таким товарам относятся канцелярские принадлежности, парфюмерные и косметические товары, строительные материалы и т. д.
Полный список иностранных товаров, подчиненных нацрежиму, можно найти в системе КонсультантПлюс, воспользовавшись бесплатным пробным доступом.
Все заявки с предложениями товаров заграничного производства должны быть отклонены при условии, что на участие в госзакупке представлено не менее 2 заявок, отвечающих следующим требованиям в совокупности:
- предлагают продукцию, произведенную в стране ЕАЭС;
- не содержат один и тот же вид товара одного производителя либо группы производителей.
Обратите внимание! Если заявка не отклоняется, то применяются условия допуска для госзакупок товара иностранного происхождения (п. 3 постановления № 617). Рассмотрим их далее.
Подтвердить страну происхождения товара можно с помощью выписки из реестра российской промышленной продукции или сертификата, выданного уполномоченным органом страны ЕАЭС по форме СТ-1 (см. приложение 2 к Соглашению о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ).
Рекомендуем! В дополнение к изложенному читателю может быть полезна наша статья «Как определить страну происхождения товара».
Важно! Помимо постановления № 617 действуют и другие акты, регламентирующие ограничения на госзакупки конкретных групп товаров иностранного происхождения. Например, постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 (в ред. от 03.04.2020) в отношении пищевой продукции и т. д.
Отдельно оговорено, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта.
О проблемах применения нацрежима при госзакупках лекарственных препаратов можно прочитать в системе КонсультантПлюс. Для этого понадобится подключить демо-доступ на 2 дня.
Условия допуска
Условия допуска определены в отдельном акте — приказе Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н. Они действуют в отношении:
- установленных этим приказом групп товаров иностранного происхождения (см. приложение к приказу № 126н);
- групп иностранных товаров, в отношении которых постановлением № 617 установлены ограничения по закупке, но заявка не была отклонена в соответствии с законом.
Итак, рассмотрим собственно условия допуска для целей национального режима в госзакупках по закону № 44-ФЗ.
Продукция ЕАЭС имеет преимущество
Для иностранной продукции, произведенной исключительно в странах ЕАЭС, при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений предоставляется преференция в размере 15% от цены контракта. Если же все участники госзакупки предложили исключительно товары из ЕАЭС, преференцию не предоставят никому из них.
Снижение цены, если в заявке был товар иностранного производства
Госконтракт с победителем аукциона заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной, если в заявке был хотя бы один товар иностранного производства. Если в заявке присутствуют товары только российского производства или из стран ЕАЭС, то контракт заключают по предложенной победителем аукциона цене.
Запрет смешивать товары, подчиненные и не подчиненные нацрежиму
Нельзя совмещать в одной закупке или одном лоте наименования из перечня товаров (для которых установлены условия допуска) и товары, в таком перечне отсутствующие.
Условия допуска не применяются, если:
- торги признаны несостоявшимися;
- все заявки участников содержат товары из установленного приказом № 126н перечня и происходят только из стран ЕАЭС;
- ни в одной из заявок участников закупок нет товаров, происходящих из стран ЕАЭС;
- в отношении товаров, предлагаемых в заявках, согласно положениям о национальном режиме в закупках по закону № 44-ФЗ, установлен запрет.
***
Итак, мы рассмотрели, как применять национальный режим по закону № 44-ФЗ, то есть выяснили, какие товары должны соответствовать условиям допуска и что это за условия.