Общество, являющееся субъектом малого предпринимательства (СМП), заключило госконтракт с Учреждением. Учреждение задержало оплату выполненных работ. Общество обратилось в арбитражный суд с иском. При этом Общество требовало применения льготного срока оплаты, установленного законом для СМП и СОНКО (ч.8 ст.30 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Суд 1-ой инстанции иск удовлетворил, суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с этим решением. 

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение (определение ВС РФ от 25.04.2017 № 302-ЭС16-16957). ВС указал, что установленный ст.30 44-ФЗ особый правовой режим закупок действует, когда закупка изначально осуществляется исключительно среди СМП и СОНКО. Госзаказчик устанавливает соответствующие ограничения по субъектному составу в документации о закупке и публикует в извещении. В данном случае ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в аукционной документации не было установлено условий об ограничениях для субъектов, не являющихся СМП или СОНКО. 

Таким образом, льготные условия госконтракта действуют только при одновременном соблюдении 2-х условий:

  1. исполнителем по госконтракту должен быть или СМП или СОНКО;
  2. к торгам на заключение госконтракта должны быть допущены исключительно СМП или СОНКО. 

Для справки: после изменения условий о сроке оплаты по госконракту такой срок в общем случае составляет 30 дней, а для СМП и СОНКО – 15 дней. 

О правовых аспектах государственных закупок можно прочитать в статье «Что представляет собой система государственных закупок?». О некоторых новеллах, внесённых законодателем в федеральный закон №44, рассказывается в статье «Последние изменения в редакцию ФЗ № 44 о госзакупках - 2016».