Понятие Реестра недобросовестных поставщиков, его правовое регулирование
Ведение Реестра недобросовестных поставщиков (далее — РНП) является эффективной мерой осуществления контроля в сфере госзакупок. Он содержит список контрагентов, которые исполняли обязательства по контрактам неудовлетворительно либо не исполняли их вообще. Органом, уполномоченным на включение в реестр недобросовестных поставщиков субъектов, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.
Фактически реестра ведется 2. Это обусловлено существованием двух видов закупок, предусмотренных действующим законодательством, по правилам:
- закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ);
- закона «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).
Реестры ведутся в электронном виде, на сайте, доступ к которому не ограничен, а информация предоставляется в любое время любому лицу.
РНП выполняет 2 важные функции:
- предупреждающую, т. е. благодаря наличию реестра заказчики не вступают во взаимоотношения с заведомо ненадежными исполнителями;
- контролирующую, которая выражается в том, что субъекты рынка стремятся должным образом исполнять свои обязательства, не желая занесения в РНП.
Основания для включения в РНП
Нормой ст. 104 закона № 44-ФЗ строго ограничивается круг оснований для внесения субъектов в РНП. К действиям, которые могут привести к неблагоприятным последствиям в виде включения в реестр, относятся:
- уклонение от заключения контракта;
- расторжение контракта в соответствии с судебным решением по причине несоблюдения исполнителем существенных условий контракта;
- отказ заказчика от контракта в одностороннем порядке также вследствие нарушения поставщиком существенных условий договора.
Примечательно, что нежелания заключать контракт и одностороннего отказа заказчика как таковых недостаточно для занесения поставщиков в РНП. ФАС во всех случаях предварительно обязана установить факт наличия недобросовестного поведения контрагента.
При наличии судебного решения о расторжении контракта по причине нарушения существенных условий договора исполнителем ФАС обязана внести информацию о поставщике в РНП, не рассматривая вопрос о недобросовестности его действий (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3, утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016).
Если же сторонами достигнуто мировое соглашение либо решение судебного органа о расторжении контракта не мотивировано нарушением контрагентом его условий, то повода для занесения в РНП не возникает (см. письмо ФАС от 16.03.2017 № ИА/16790/17).
П. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ предусматривает те же причины включения в реестр, что и закон № 44-ФЗ, за исключением одностороннего отказа заказчика от контракта из-за существенного нарушения его исполнителем.
Рассмотрим, что требуется от заказчика, чтобы включить ненадежного контрагента в РНП по всем правилам.
Сведения о поставщиках, содержащиеся в РНП
Состав информации, содержащейся в РНП, строго и подробно регламентирован, а сами реестры ведутся по утвержденной форме (см. приложения к Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).
В реестры недобросовестных поставщиков включаются следующие сведения:
- № записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП;
- реквизиты и данные исполнителя (наименование/Ф. И. О, адрес, ИНН и т. д.);
- реквизиты и данные учредителей и руководителей юрлиц-исполнителей;
- все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения;
- сведения о контракте/договоре (объект, цена, срок; по закону № 223-ФЗ также валюта договора, код валюты и коды по ОКПД; по закону № 44-ФЗ — идентификационный код закупки).
Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер.
ВАЖНО! Внесение в РНП влечет для поставщика неблагоприятные последствия. П. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ наделяют заказчиков правом устанавливать в документации о закупках такой критерий для выбора поставщика, как его отсутствие в РНП. Ввиду этого на практике в подавляющем числе случаев неблагонадежный субъект лишается возможности участвовать в закупках до тех пор, пока информация о нем содержится в РНП.
Заявление о включении и список документов для внесения в РНП. Порядок и сроки внесения информации в РНП
Внесение в РНП осуществляется по инициативе заказчика. Заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков составляется в свободной письменной форме с изложением основных обстоятельств дела. Перечень документов, требуемый ФАС для начала рассмотрения вопроса в отношении исполнителя о внесении в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также сроки представления информации зависят от основания внесения, что можно представить в виде следующей таблицы:
После представления заказчиком всей необходимой документации орган ФАС рассматривает вопрос о наличии достаточных поводов для включения поставщика в РНП и в течение 10 дней выносит соответствующее заключение (п. 7 ст. 104 закона № 44-ФЗ, пп. 7–9 Правил № 12-11 от 22.11.2012).
В случае уклонения от заключения контракта либо при одностороннем отказе заказчика рассмотрение вопроса о включении в РНП осуществляется с участием поставщика (его представителя), при их неявке — в их отсутствие без переноса сроков. Запись с полной информацией включается в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 дней с момента принятия решения.
ВАЖНО! Отсутствие извещения исполнителя о рассмотрении вопроса о его включении в реестр является основанием для отмены такого решения (постановление АС Уральского округа от 10.06.2015 № Ф09-2797/15).
Исключение из РНП
Исключение заказчиков, допустивших нарушения в ходе контрактных отношений, из РНП происходит по истечении 2 лет с даты внесения. Однако исполнитель, не согласный с внесением в список недобросовестных поставщиков, вправе обжаловать данное решение ФАС (ст. 104 закона № 44-ФЗ, ст. 5 закона № 223-ФЗ). В этом случае основанием для исключения записи служит судебное решение о признании незаконным внесения субъекта в РНП.
Наиболее обширную категорию такого рода дел составляют споры, связанные с доказыванием добросовестности действий исполнителя. В таких случаях судебные органы оценивают в совокупности все детали допущенного исполнителем нарушения, его значительность/незначительность, а также последствия (п. 41 Обзора судебной практики от 28.06.2017, утв. Президиумом ВС РФ).
Другую категорию составляют дела по оспариванию решений ФАС в связи с процессуальными нарушениями: несоблюдение заказчиком сроков направления заявления в ФАС, нарушение порядка принятия решения о включении поставщика в РНП, отсутствие извещения исполнителя и т. д. (см., например, постановление АС УО от 10.06.2015 № Ф09-2797/15).
***
Итак, РНП есть не что иное, как свод значимой информации об исполнителях в сфере закупок, которыми были допущены существенные нарушения при выполнении обязательств по контрактам или которые избегали заключения контракта. Ведение реестра находится в компетенции ФАС РФ и является действенным способом осуществления контроля за качеством выполнения контрактов.