Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Что такое казначейское обеспечение обязательств

Казначейское обеспечение обязательств – это финансовая гарантия того, что заказчик сможет оплатить поставку или работы в рамках госконтракта. Далее разберемся, что собой представляет этот инструмент, как формализован, кто, как и для каких целей сможет его получить.

Казначейское обеспечение обязательств в 2021 году

Казначейское обеспечение обязательств – это платежный документ. Он формируется казначейством на основании заявления от получателя бюджетных средств (т. е. заказчика). Этот финансовый инструмент подтверждает обязательство получателя бюджетных средств оплатить обязательство перед исполнителем контракта или соглашение о предоставлении юридическому лицу субсидии. Для того чтобы получить такой документ, заказчику необходимо подтвердить факт поставки товара, исполнения работ или услуг или выполнить ряд других условий.

Что такое казначейское обеспечение обязательств

Казначейское обеспечение обязательств еще называют аккредитивом казначейства. Этот документ не является ценной бумагой.

Когда используют казначейское обеспечение обязательств

В госзакупках аккредитив от УФК применяется в качестве частичной или полной замены авансовых расчетов по контрактам и договорам. Он служит также для целей сокращения дебиторской задолженности и исключения авансов по неисполненным обязательствам.

Вывод! Казначейское обеспечение обязательств — это финансовая гарантия заказчика по оплате контракта за счет использования целевых средств, источником которых является бюджет. Способ расчетов при этом выступает заменой авансированию по госконтрактам.

Расходование бюджетных средств в рамках госконтракта контролируется (т. е. производится его сопровождение), и в зависимости от того, кто является контролирующей структурой, выделяют казначейское и банковское сопровождение контрактов.

Что такое казначейское обеспечение обязательств

Обеспечение исполнения контракта при казначейском сопровождении

Казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении означает, что контроль за целевым расходованием бюджетных средств производится со стороны территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК). В таком случае получатели бюджетных средств (исполнители и поставщики по договорам, получатели субсидии), даже если они не являются участниками бюджетного процесса, должны открыть лицевые счета в ТОФК,

Сам казначейский контроль заключается в санкционировании (разрешении) операций по расходованию бюджетных средств и только по представлении документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам.

То есть казначейство контролирует, куда поставщик тратит деньги, полученные на исполнение контракта.

Формы документов, используемых для казначейского обеспечения контракта при казначейском сопровождении, утверждены приказом Казначейства России от 09.01.2020 № 6н. Например, саму форму казначейского обеспечения можно найти в приложении № 2 к данному приказу.

Бланк заявления на выдачу казначейского обеспечения обязательств Скачать Бланк заявления на исполнение казначейского обеспечения Скачать Бланк казначейского обеспечения-казначейского аккредитива Скачать

Регламент работы с казначейским обеспечением обязательств при казначейском сопровождении установлен Порядком, утв. приказом Минфина России от 22.12.2020 № 316н (далее — порядок № 316н).

Условия казначейского сопровождения контактов

Образец формулировки условия о казначейском обеспечении контракта Скачать

Государственный контракт может быть принят на казначейское сопровождение при совокупности условий:

  • у заказчика и исполнителя (или соисполнителя при его привлечении) должны быть открыты счета в казначействе;
  • условие о казначейском обеспечении указано в контракте;
  • в контракт включены условия об обязанности участников представлять в казначейство документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств, о запрете использования бюджетных средств не по целевому назначению и другие предусмотренные законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и порядком № 316н ограничения;
  • оплата обязательств заказчика перед исполнителем по контракту будет осуществляться в пределах суммы неисполненного остатка казначейского обеспечения обязательств.

Казначейское обеспечение при банковском сопровождении контракта

Если в госконтракте имеется условие о сопровождении со стороны кредитного учреждения, то исполнитель обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком.

В этой ситуации уже банк (а не казначейство, как при казначейском сопровождении) будет отслеживать движение денежных средств в рамках госконтракта на отдельном расчетном счете, а также информировать об этом заказчика. Кроме того, банк может оказывать дополнительные услуги по условиям госконтракта или по желанию заказчика.

Формы документов, применяемых для казначейского обеспечения при банковском сопровождении, утверждены указанием ЦБ РФ от 03.03.2021 № 5749-У.

Бланк казначейского обеспечения, утвержденный Центробанком Скачать Бланк заявления на выдачу казначейского обеспечения обязательств Скачать

Правила, согласно которым ведется банковское сопровождение контрактов, регламентированы ст. 35 закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963. В этих правилах закреплен собственно формат и виды банковского сопровождения контрактов, критерии отбора банков, которые могут быть допущены к такой деятельности, содержание договора на банковское сопровождение.

Банковское сопровождение контракта может быть 2 видов:

  • Мониторинг. Банк проверяет расчеты, производимые поставщиком. При этом отчет заказчику направляется не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. Заказчик получает выписку о движении денег на отдельном счете исполнителя, информацию об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость, все на бесплатной основе.
  • Расширенное банковское сопровождение контракта. Банк помимо мониторинга производит дополнительные сверки (например, сопоставление данных в платежных поручениях с объемами фактических поставок, сроками исполнения обязательств и т. д.). Стоимость банковской услуги зависит от цены контракта (п. 4 правил № 963).

Что такое казначейское обеспечение обязательств

Как получить казначейское обеспечение

Порядок выдачи казначейского обеспечения обязательств в обобщенном виде таков.

Пошаговое описание выдачи казначейского обеспечения

Предоставление казначейского обеспечения обязательства (казначейского аккредитива) при казначейском сопровождении происходит по следующей схеме:

  1. Главный распорядитель средств федерального бюджета заключает с заказчиком госконтракт или соглашение о субсидировании, условием которого является предоставление заказчику казначейского обеспечения обязательств.
  2. Госзаказчик на основании заключенного договора о предоставлении субсидии или государственного контракта представляет в свой ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения в размере, обозначенном в контракте.
  3. ТОФК главного распорядителя бюджетных средств проверяет данное заявление и в случае его соответствия установленным требованиям создает казначейское обеспечение обязательств и направляет его в ТОФК заказчика (п. 5 порядка № 316н).
  4. ТОФК заказчика информирует заказчика о поступлении казначейского аккредитива.
  5. Заказчик заключает контракт с исполнителем.
  6. Заказчик подает заявление в свой ТОФК на перечисление исполнителю казначейского обеспечения.
  7. ТОФК заказчика в случае отсутствия в заявлении на перевод казначейского обеспечения ошибок переводит казначейский аккредитив исполнителю.

Что такое казначейское обеспечение обязательств

Если исполнитель привлекает к работе еще и соисполнителя по контракту, предусматривающему предоставление казначейского обеспечения, то вся схема повторяется аналогичным образом, только заявление на перевод аккредитива соисполнителю подает исполнитель.

Обратите внимание! Конечный участник, которому предоставляется право применять аккредитивную форму расчетов, заранее не определен. Общая цепь участников, которым переводится казначейское обеспечение госконтрактов, может быть очень длинной. При этом все договоры, условиями которых предусмотрено такое обеспечение, должны содержать идентификатор государственного контракта и обязательства исполнителя соответствующего договора.

Заявление на выдачу казначейского обеспечения обязательств

Форма такого заявления, как мы уже говорили, утверждена приказом Казначейства России от 09.01.2020 № 6н (приложение № 1) и включает в себя:

  • сведения о документе-основании (т. е. госконтракте, соглашении, акте о предоставлении субсидии и др.);
  • реквизиты плательщика (госзаказчика или главного распорядителя денежных средств);
  • реквизиты получателя (т. е. казначейские реквизиты исполнителя по госконтракту);
  • дополнительную информацию (здесь могут быть указаны дополнительные условия и иная информация, необходимая для осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств).

ТОФК, перед тем как совершить выдачу казначейского обеспечения, проверяет правильность заполнения заявления а также соответствие указанных в нем данных фактическим. В т. ч. проверке подлежат:

  • наличие в договоре условия о применении казначейского обеспечения обязательств;
  • непревышение указанной суммы над общей суммой операций по казначейскому обеспечению обязательств, над суммой неисполненного остатка обеспечения;
  • наличие идентификатора госконтракта (соглашения);
  • соответствие реквизитов договора реквизитам, указанным в заявлении на перевод;
  • наличие лицевого счета для получателя обеспечения и др.

Порядок работы с казначейским обеспечением

Если обобщить и структурировать регламенты работы с казначейским исполнением обязательств, то итоговая схема использования этого финансового инструмента будет выглядеть так:

  1. Поставщик исполняет свои обязательства перед исполнителем (или соисполнителем — как мы уже говорили, цепочка исполнителей до конечного обычно изначально не определена и может быть достаточно длинной). После этого поставщик и исполнитель оформляют документы, подтверждающие факт исполнения обязательств, — документы-основания.
  2. Исполнитель представляет в свой терорган Федерального казначейства платежное поручение и вышеупомянутые документы-основания.
  3. ТОФК исполнителя проверяет представленные документы в соответствии с приказом Минфина России «Об утверждении Порядка осуществления…» от 10.12.2020 № 301н.
  4. ТОФК исполнителя, в случае соответствия представленных исполнителем документов установленным требованиям подает в ТОФК главного распорядителя бюджетных средств заявление на исполнение.
  5. ТОФК исполнителя также обращается в операционное УФК за предоставлением средств, необходимых для оплаты обязательств исполнителя.
  6. ТОФК исполнителя производит оплату обязательств исполнителя в банк поставщика и формирует справку об исполнении казначейского исполнения обязательств, представляет ее исполнителю.
  7. Прочие участники контракта, главный распорядитель бюджетных средств получают сведения о совершенных расчетах через свои ТОФК.

***

Итак, мы рассказали, что такое казначейское обеспечение обязательств госконтрактов. Это формируемый казначейством платежный документ, подтверждающий обязательство получателя бюджетных средств оплатить обязательства исполнителя контракта. Например, аванс в форме казначейского обеспечения обязательств и др.

Еще мы сравнили казначейское сопровождение контракта и банковское. Предназначены они для одних и тех же целей, только исполнители открывают счета или в казначействе, или в банке, а контроль за расходованием средств производит казначейство или банк соответственно.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить