Контрактный управляющий или контрактная служба
Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) предписывает государственному или муниципальному заказчику создавать для проведения закупок товаров (работ, услуг) контрактную службу или назначать контрактного управляющего.
Выбор между службой и управляющим заказчик делает самостоятельно исходя из среднего объема закупок в организации за год (ст. 38 закона № 44-ФЗ).
Важно! Среднегодовой объем закупок — это весь утвержденный на год объем финансового обеспечения по закупкам согласно закону № 44-ФЗ плюс денежные средства для оплаты контрактов, оформленных до начала финансового года (п. 16 ч. 1 ст. 3 закона № 44-ФЗ).
Если данный показатель больше 100 млн руб., заказчик должен организовать контрактную службу. Основные требования к службе обозначены в законе № 44-ФЗ и Типовом положении, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631 (далее — приказ № 631).
В организациях, где годовой объем закупок меньше 100 млн руб. и не сформирована контрактная служба, назначают по закону № 44-ФЗ контрактного управляющего — конкретное должностное лицо, отвечающее за реализацию закупочного процесса.
Положение о контрактном управляющем
Основная задача управляющего в организации — проведение закупок (от планирования до выполнения контракта).
В общем виде функции контрактных управляющих закреплены в ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ. Они:
Закон № 44-ФЗ не содержит прямого указания на то, что деятельность управляющего в организации должна быть регламентирована каким-либо документом. Необходимость в разработке подобного документа предусмотрена только для контрактной службы.
Системное толкование положений закона № 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что контрактный управляющий представляет собой альтернативу контрактной службе. Поэтому полагаем, что он также должен действовать на основании локального нормативного документа, разработанного и утвержденного в организации и соответствующего требованиям закона, в том числе норме п. 3 ст. 38 закона № 44-ФЗ.
Обратите внимание! Наличие положения о контрактном управляющем даст возможность конкретизировать обязанности ответственного лица исходя из потребностей заказчика и регламентировать порядок его действий. Кроме того, такой документ необходим, чтобы определить порядок взаимодействия этого должного лица с другими подразделениями заказчика и комиссией по осуществлению закупок.
Рекомендуем использовать при подготовке локального акта - положения о контрактном управляющем - типовое положение, утв. приказом № 631.
В связи с передачей полномочий по нормативно-правовому регулированию в сфере госзакупок Минфину России в указанном ведомстве подготовлен проект приказа «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе», актуализирующий документ.
Требования к контрактному управляющему
Обязательное требование для лиц, отвечающих за проведение торгов, — наличие высшего либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 закона № 44-ФЗ).
Обратите внимание! Если высшее образование непрофильное, необходима дополнительная профподготовка в сфере закупок. Ее минимальный срок — 108 часов (письмо от 12.03.2015 Минэкономразвития РФ № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки РФ № АК-553/06).
Более конкретно требования к квалификации контрактных работников, включая требования к образованию, изложены в профессиональных стандартах, разработанных Минтрудом России (информация Минтруда России по вопросам применения профстандартов от 05.04.2016).
В настоящее время в области госзакупок действуют 2 профессиональных стандарта для контрактных управляющих:
- «Специалист в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н;
- «Эксперт в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.
Специалисты занимаются полностью всем циклом закупок — от планирования покупки и до выполнения контракта. Работа эксперта — это аналитика, консультирование и собственно экспертиза. Следовательно, требования к уровню знаний и умений для экспертов более высокие.
Должностная инструкция контрактного управляющего
Обратите внимание! Трудовой кодекс не содержит норм, предусматривающих обязанность работодателя по составлению и ведению должностных инструкций. Однако, как указано в письме Роструда от 31.10.2007 № 4412-6, должностная инструкция — это значимый документ, который определяет трудовые функции работника, его должностные обязанности, ответственность, а также квалификационные требования к занимаемой должности.
Должностная инструкция может быть утверждена как самостоятельный документ или стать частью трудового договора.
Рекомендуем! Должностные обязанности контрактного управляющего лучше закрепить в отдельном документе, чтобы не возникало сложностей при возложении полномочий управляющего на другого сотрудника.
В инструкции следует зафиксировать:
- название должности;
- список нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться в профессиональной деятельности;
- требования к профподготовке (уровень образования, стаж работы), требования к квалификации;
- процедуру назначения, освобождения и замещения должности (в том числе при временном отсутствии работника);
- права и обязанности, в том числе полномочия при проведении мероприятий по закупкам (принятие решений, получение информации для выполнения своей работы, контрольные функции и т. д.);
- ответственность.
При разработке должностной инструкции необходимо ориентироваться на требования закона № 44-ФЗ, профессиональных стандартов и Положения о контрактном управляющем (при его наличии в организации). Как составить инструкцию, читайте в нашей статье «Как правильно составить должностную инструкцию - образец».
Назначение управляющего
Решение о назначении управляющего закупками нужно оформить приказом руководителя организации. Законом № 44-ФЗ каких-либо требований к этому документу не установлено, унифицированная форма отсутствует. Составить его можно самостоятельно на бланке компании.
В общем виде приказ о назначении контрактного управляющего должен содержать:
- Ф. И. О. сотрудника, назначаемого на должность управляющего;
Важно! Как следует из п. 2 ст. 38 закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития России от 19.02.2015 № Д28и-286, заказчик вправе назначить на эту должность несколько сотрудников.
- информацию о назначении сотрудника контрактным управляющим;
- срок вступления в силу.
Обратите внимание! Лицо, отвечающее за закупки по закону № 44-ФЗ, может быть только штатным сотрудником заказчика (письмо Минэкономразвития РФ от 10.11.2016 № Д28и-2996).
Возложить обязанности управляющего заказчик вправе:
- На нового сотрудника, если штатное расписание предполагает такую должность.
- Уже имеющегося сотрудника, если должность управляющего в организации не предусмотрена. В этом случае потребуется изменить трудовой договор и заключить дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ).
Как основу для разработки данного распорядительного документа можно использовать подготовленный нами образец приказа о назначении контрактного управляющего.
Не нашли ответ в нашей статье? Оформляйте бесплатный доступ в КонсультантПлюс - там есть готовые решения и актуальные рекомендации Минфина России о назначении контрактного управляющего.
Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ
Ответственность управляющего и других сотрудников, работающих в сфере закупок, установлена в п. 1 ст. 107 закона № 44-ФЗ.
Обратите внимание! Должностное лицо, на которое возложены полномочия контрактного управляющего, — субъект правонарушения независимо от названия должности в штатном расписании (см. письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128).
Если контролирующие органы в результате проверки выявят нарушения, то в отношении виновных работников может быть возбуждено дело об административном правонарушении (подп. 1 п. 22 ст. 99 закона № 44-ФЗ). Для них, как для должностных лиц, предусмотрены штрафы по ст. 7.29–7.32, 7.32.5, п. 7 ст. 19.5, 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Для привлечения виновных к дисциплинарной ответственности заказчик руководствуется трудовым законодательством либо законодательством о государственной или муниципальной службе. Законодательство о контрактной системе не содержит особенностей дисциплинарной ответственности управляющего.
Привлечение к гражданско-правовой (ст. 1068, 1069, 1081 Гражданского кодекса РФ) либо уголовной ответственности (ст. 200.4 Уголовного кодекса РФ) происходит по правилам соответствующего законодательства.
***
В настоящее продолжается формирование института контрактных управляющих. Управляющий — это дипломированный специалист, который в организации может заниматься как отдельными закупками, так и осуществлять весь закупочный процесс. Успешная деятельность управляющего зависит не только от его профессиональной подготовки, но и от грамотной регламентации закупочной деятельности в самой организации.