Как стать самозанятым лицом в России
В определенных случаях гражданин может заниматься коммерцией, не имея при этом статуса индивидуального предпринимателя (далее — ИП) и не создавая организацию (п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ). Таких лиц принято называть самозанятыми.
Самозанятый - это гражданин, осуществляющий трудовую деятельность по предоставлению ряда услуг на основании гражданско-правовых соглашений, включая тех лиц, кто обладает статусом ИП.Термин «самозанятое лицо» раскрывается в п. 3.18 ГОСТ 12.0.004-2015, утв. приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст.
Официально положение самозанятого присваивается после регистрации в Федеральной налоговой службе РФ (далее — ФНС).
Перед тем как стать самозанятым лицом в России, нужно проверить, соответствует ли гражданин ряду условий, а именно (п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ):
- он не поставлен на учет в качестве ИП;
- осуществляет работу своими силами, без найма других лиц;
- работа выполняется в личных, домашних и (или) других аналогичных целях для нанимателя.
В число услуг, которые может оказывать самозанятый, согласно ст. 217 НК РФ входят:
- уход за несовершеннолетними, пожилыми людьми старше 80 лет и другими временно или постоянно нетрудоспособными гражданами;
- репетиторство (частное преподавание различных наук);
- уборка квартир, ведение домашнего хозяйства.
Указанный перечень может быть расширен нормативными актами субъектов РФ.
Дополнительно о том, как стать самозанятым и в чем разница между самозанятостью и предпринимательством, читайте в статье «Оказание услуг без регистрации ИП - виды деятельности».
Порядок регистрации в качестве самозанятого лица в РФ
Гражданин может зарегистрироваться в качестве самозанятого через специальное приложение, банковскую организацию и на сайте ФНС. Рассмотрим каждый способ более подробно.
Через мобильное приложение
Самый простой и распространенный способ регистрации, который займет буквально считанные минуты – использование мобильного приложения «Мой налог», которое можно скачать в AppStore или Google Play. Оно предполагает регистрацию несколькими способами, каждый из них потребует от вас определенную информацию.
Скан паспорта. Для этого способа регистрации вам понадобится ваш паспорт в развернутом виде, смартфон или планшет. Приложение само отсканирует документ, проверит ваши данные, а затем предложит сделать селфи для сверки. Достаточно моргнуть на камеру – и заявление о регистрации будет подписано. Минус данного варианта – он подходит только для российских граждан.
ИНН. Для регистрации вы также можете воспользоваться ИНН и паролем от личного кабинета налогоплательщика на сайте nalog.ru. Паспорт не понадобится. Кстати, этот способ подходит и для иностранных граждан.
Через Госуслуги. Если вы зарегистрированы на Госуслугах, то можете войти в приложение по той учетной записи, которую используете для входа на портал.
На сайте ФНС
Если вы по каким-либо причинам не хотите пользоваться мобильным приложением на смартфоне или планшете, то можете пройти регистрацию через компьютерную веб-версию на сайте ФНС – по ИНН или через учетную запись госуслуг.
Через банк
Сейчас практически каждый крупный банк предлагает услугу по оформлению самозанятости. При этом кредитная организация должна быть в уполномоченном списке на сайте налоговой. Далее вы можете обратиться в выбранный банк, и следовать указаниям его сотрудников, например, можно пройти регистрацию в мобильном приложении банка. Один из популярных сервисов в последнее время – «Свое дело» от Сбербанка. Обратите внимание, что для данного приложения нужно минимум 2 дебетовых карты в Сбербанке, то есть даже если вы обсуживаетесь в Сбербанке, на единственную карту «Свое дело» не регистрируется.
В ходе регистрации через электронные сервисы автоматически оформляется уведомление о переходе на налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Форма уведомления, а также правила его заполнения предусмотрены приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@. Заметим, что благодаря электронным сервисам посещать лично налоговую инспекцию не придется, усиленная электронно-цифровая подпись также не потребуется.
По желанию вы можете указать данные банковской карты, с которой планируете платить налог, или настроить автоплатеж. Это позволит значительно упростить процедуру перечисления налога.
В дальнейшем сведения и документы передаются в ту налоговую инспекцию, где проживает или пребывает заявитель (если у лица нет прописки). ФНС официально осуществит регистрацию самозанятого лица в РФ.
О факте регистрации СЗЛ будет уведомлено выбранным им способом связи, однако на руки никаких официальных документов (свидетельство и т. д.) при этом не выдается.
ВАЖНО! В настоящее время во всех регионах РФ действует налог на профессиональный доход, рассчитанный на самозанятых граждан. Такие граждане могут быть ИП или не регистрировать ИП, но в любом случае должны вести профессиональную деятельность без наемного труда. Подробнее о налоге на профдоход - здесь.
***
Таким образом, для того чтобы стать самозанятым, гражданину нужно пройти процедуру регистрации в ФНС. Для этого существуют специальные электронные сервисы, благодаря которым не придется лично посещать налоговую инспекцию. Доходы, полученные самозанятым, облагаются налогом на профдоход, который перечисляется с банковской карты гражданина.