Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Порядок осуществления государственного экологического надзора регулируется как Минприроды РФ, так и региональной властью — ведь фактически надзоров 2, федеральный и региональный. Расскажем, как проводятся оба вида надзора, какие объекты подлежат проверке и как часто могут проводиться надзорные мероприятия.

Организация и проведение государственного экологического надзора

Какие объекты подлежат федеральной проверке?

Как часто проводится федеральный экологический надзор?

Региональный государственный экологический надзор 

Осуществление экологического надзора: нюансы судебной практики

Организация и проведение государственного экологического надзора

Основы порядка организации и проведения государственного экологического надзора обозначены в ст. 65 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – закон № 7-ФЗ).

Принципиальным для порядка осуществления экологического надзора является приведенное в п. 4 ст. 65 закона № 7-ФЗ разграничение надзора на два типа:

  • федеральный;
  • региональный.

Подробнее о понятии, видах и о двойном надзоре читайте в наших статьях по ссылкам: Государственный экологический надзор - понятие и виды, Законопроект об устранении двойного экологического надзора.

Обратите внимание! Разъяснения о порядке проведения государственного экологического надзора даны в подзаконных нормативно-правовых актах, в документах ведомств, задействованных в осуществлении надзора (в частности, в письме Минприроды РФ «О государственном эконадзоре» от 21.02.2019 № 12-50/01508-ОГ, далее – письмо Минприроды РФ).

В соответствии со ст. 66 закона № 7-ФЗ надзорные органы могут, в частности:

  • выдавать предписания;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях.

Проверки могут носить как плановый, так и внеплановый характер.

Важно! Как отмечается в письме Минприроды РФ, при проведении проверок в рамках ГЭН применяется закон «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Вместе с тем, согласно п. 9.3 ст. 9 указанного закона Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок в зависимости от категории риска/класса опасности.

Какие объекты подлежат федеральной проверке?

Объект подлежит проверке органами федерального государственного экологического надзора, если он соответствует критериям, утв. Правительством РФ (постановление от 28.08.2015 № 903)

Примеры отнесения объекта к сфере федерального надзора:

  • находится на территории Байкальской природной территории (есть исключения);
  • используется для космической деятельности;
  • является морским портом;
  • отнесен к объектам I категории по уровню оказания негативного воздействия;
  • эксплуатируются ядерные установки;
  • хранится химическое оружие;
  • деятельность с асбестом.

Обратите внимание! Перечни объектов, которые будут подлежать проверке федерального экологического надзора, утверждаются на федеральном уровне (см., например, приказ Минприроды РФ «Об утверждении перечня…» от 12.07.2016 № 392 – по Амурской области).

Порядок экологического надзора предполагает, что объекты, оказывающие негативное воздействие на экологию, но не включенные в федеральные перечни, будут проверяться субъектами РФ.

Важно! Если юрлицо использует объекты разного уровня, то порядок проведения экологического надзора следующий: проверка будет проводиться как Росприроднадзором, так и региональными органами применительно к соответствующему объекту.

О проверке предприятий в 2019 и об изменениях в экологическом  праве читайте в статьях по ссылкам: Проверка предприятий контролирующими органами в 2018 — 2019 году, Изменения в экологическом законодательстве с 2019 года.

Как часто проводится федеральный экологический надзор?

Частота проверок зависит от того, к какой категории риска относится объект. В соответствии с п. 18 Положения о федеральном ГЭН, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (далее – Положение), установлена следующая периодичность проверок:

Периодичность

Категория риска объекта

1 раз в год

Чрезвычайно высокий риск

1 раз в 2 года

Высокий риск

1 раз в 3 года

Значительный риск

1 раз в 4 года

Средний риск

1 раз в 5 лет

Умеренный риск

Плановые проверки не проводятся

Низкий риск

Обратите внимание! Чтобы объект был включен в план проверок, необходимо, что в год проверки истекал обозначенный период времени с даты ввода объекта в эксплуатацию или окончания проведения предыдущей плановой проверки.

В соответствии с п. 19 Положения решение об отнесении объекта к той или иной категории риска производится территориальными органами Росприроднадзора. Критерии распределения объектов по категориям риска обозначены в приложении к Положению.

Обратите внимание! Согласно п. 9.1, 9.2 Положения при проверках должны использоваться проверочные листы. Списки контрольных вопросов при проведении проверок в рамках ГЭН утверждены приказом Росприроднадзора «Об утверждении форм…» от 18.09.2017 № 447.

Иные актуальные вопросы, связанные с организацией работы в области экологической безопасности на предприятии, раскрыты в наших материалах по ссылкам: Ставки платы за НВОС на 2019 год, Как проводится государственная экологическая экспертиза?

Региональный государственный экологический надзор 

Рекомендуем! Если объект негативного воздействия на природу не попадает под федеральный надзор, то следует подготовиться к региональным проверкам, изучив соответствующие региональные регламенты и сайты природоохранных органов субъектов РФ.

Некоторые примеры:

Регион

Документ, регламентирующий проведение регионального надзора

Ссылки на официальные сайты органов власти, осуществляющих надзор

Москва

Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы государственной функции по осуществлению регионального надзора (приложение № 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.08.2017 № 591-ПП)

Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

Санкт-Петербург

Порядок организации и осуществления регионального надзора на территории Санкт-Петербурга (приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2015 № 732)

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

 

Крым

Порядок организации и осуществления регионального надзора на территории Республики Крым (приложение к постановлению СМ РК от 22.08.2014 № 287)

Министерство экологии и природных ресурсов РК

О других актуальных вопросах в области правовой охраны окружающей среды читайте в наших статьях по ссылкам: Когда рыбалка запрещена и штрафы за нарушение запрета в 2019 году, Мусорная реформа с 1 января 2019 года.

Осуществление экологического надзора: нюансы судебной практики

В судебной практике выявлены, в частности, следующие нюансы:

  • если деятельность общества подлежит федеральному государственного экологического надзора, то выдача предписаний органом регионального государственного экологического надзора незаконна (постановление АС ЗСО от 18.04.2019 № Ф04-963/2019 по делу № А27-12004/2018);
  • проведение проверки соблюдения экологических норм в форме прокурорской проверки с привлечением специалистов государственного экологического надзора является законной формой надзорных мероприятий (постановление АС ЦО от 23.10.2017 № Ф10-4377/2017 по делу № А68-6136/2016);
  • в рамках контрольных мероприятий могут проверяться, в частности, условия лицензионных соглашений. При этом, если соглашение предполагало разработку проектной документации, то разработкой такой документации будет признаваться подготовка документов, которые соответствует смыслу законодательства, а не просто формальное предоставление документов (определение ВС РФ от 11.03.2019 № 304-ЭС19-251 по делу № А45-4656/2018);
  • при решении вопроса о том, региональный или федеральный ГЭН должен осуществляться, необходимо учитывать, что юрлицо само по себе объектом ГЭН не является и следует устанавливать, например, отнесение объектов, в отношении которых запрашивается разрешение, к объектам федерального или регионального ГЭН (определение ВС РФ от 09.03.2017 № 309-КГ17-1949 по делу № А47-1689/2016).

Также о практике споров с госорганами читайте в наших статьях по ссылкам: Судебная практика по административным искам по КАС РФ, Опубликован обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов.

Итак, при осуществлении федерального надзора принципиальным является категория риска объекта, в зависимости от которой определяется периодичность проверок. Проверки проводятся как плановые или внеплановые. По результатам проверок надзорные органы могут выдавать предписания и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить