Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Порядок вывоза мусора из частного сектора

Обращение с ТКО в частном доме регулируется рядом нормативно-правовых актов и имеет свои особенности. В связи с «мусорной» реформой введены новые правила выбора регионального оператора, установлены обязанности собственников ТКО и вместе с тем разработана форма типового договора на оказание услуг по вывозу мусора. Более подробно рассмотрим тему в нашей статье.

ТКО и частный сектор

Кто должен заключать договор с РО в частном секторе

Содержание договора с региональным оператором

Как организовать сбор ТКО в частном секторе

Как рассчитать стоимость услуги по вывозу ТКО

Как уменьшить плату по договору с РО

ТКО и частный сектор

В связи с выделением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в отдельную коммунальную услугу у собственников ТКО появилась обязанность заключать договор с региональным оператором (далее — РО). При этом отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) и РО налажены и ясны.

Граждане, проживающие или владеющие собственностью в частном секторе, при применении нововведений в законодательство в «мусорной» сфере сталкиваются с рядом вопросов.

Отметим наиболее существенные:

  • Кто должен заключать договор с РО?
  • Как организовать сбор ТКО?
  • Как рассчитать стоимость услуги?
  • Как уменьшить плату по договору с РО?

Ответим на эти вопросы далее.

Кто должен заключать договор с РО в частном секторе

По правилу п. 8.1 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 договор с РО в жилых домах должна заключать организация, действующая от своего имени в интересах собственника такого жилого дома. Такими организациями могут быть всевозможные виды товариществ: ТСЖ, СНТ, а также коммерческие организации — по выбору собственника.

Однако в случае отсутствия централизованного управления в виде ТСЖ и пр. собственник ТКО обязан заключить договор с РО напрямую. Такая обязанность определена в законе (п. 4 ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон № 89) и ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Она обусловлена спецификой требований к обращению с ТКО: о наличии лицензий, помещений, транспорта и пр.

Важно! Незаключение письменного договора с региональным оператором не снимает с собственника ТКО обязанности оплачивать оказываемые услуги.

Договор считается заключенным на 16-й рабочий день после его публикации на официальном сайте РО, а следовательно, обязанность оплачивать услуги возникает у собственника ТКО независимо от фактического подписания экземпляра договора.

Обратите внимание! В случае если собственником ТКО уже заключен договор на оказание услуг по вывозу мусора, он действует до заключения договора с региональным оператором (письмо Минстроя РФ от 22.02.2017 № 5554-АТ/04).

Подтверждением заключения договора, помимо молчания собственника ТКО, также является подписание его экземпляров и совершение конклюдентных действий.

Полезную информацию о заключении договора с региональным оператором можно также почерпнуть в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Содержание договора с региональным оператором

Законом предусмотрена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (также утв. постановлением № 1156).

Согласно п. 25 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО), существенными условиями договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО являются:

Специфика действия договора на вывоз мусора:

  • его срок не может быть больше срока, на который избран оператор;
  • в случае истечения срока действия договора, если одна или обе стороны не заявят о его расторжении, договор считается заключенным на прежних условиях на новый срок.

Обратите внимание! В отношениях с новыми собственниками или арендаторами жилых домов РО начинает выполнять свои обязанности с момента возникновения права собственности или иного права на пользование указанным жилым помещением (подп. «в» п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что договор с владельцем частного дома кроме указанного выше перечня также должен содержать (п. 148 (13)):

Как организовать сбор ТКО в частном секторе

Обращение с ТКО в частном секторе в значительной мере отличается от обращения с ТКО в МКД.

Так, лицом, ответственным за организацию и поддержание порядка в местах накопления ТКО в МКД, является управляющая компания или ТСЖ. В частном секторе вопрос решается несколькими способами:

  1. При наличии централизованного управления в виде ТСЖ и пр. ответственным лицом является управляющая организация, ТСЖ. Собственники ТКО осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах.
  2. При отсутствии ТСЖ или управляющей организации складирование ТКО производится:
  • либо на ближайшей контейнерной площадке, утвержденной органами местной власти совместно с РО в схеме обращения с ТКО;
  • либо в предоставленные РО пакеты или другие емкости (п. 10 Правил обращения с ТКО).

Напомним, что ответственность за ТКО переходит к РО только с момента загрузки ТКО в мусоровоз.

Обязанности собственников ТКО надлежащим образом организовать временное хранение ТКО корреспондирует ответственность:

  • за несоблюдение требований при обращении с ТКО — в виде штрафа на физлиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, далее — КоАП РФ);
  • сжигание отходов без специальных установок — в виде штрафа на физлиц в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. (ст. 8.21 КоАП РФ).
  • специальная ответственность - за нарушение санитарных требований при хранении, вывозе, размещении ТБО (ст. 6.35, введенная в КоАП РФ с 17.06.2019 г.). Например, граждане, накапливающие отходы более 3-х суток (см. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88) могут быть оштрафованы на сумму 2-3 тыс. руб.

Как рассчитать стоимость услуги по вывозу ТКО

В п. 148 (30)) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО:

  • исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
  • общей площади жилого помещения.

Важно! Если в доме никто не зарегистрирован, как постоянно, так и временно, стоимость оказания услуг РО будет рассчитываться исходя из количества собственников жилого дома (п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг).

На формулу расчетов стоимости услуг также влияет, ведется ли сортировка видов ТКО:

  • если раздельное накопление не ведется, расчет производится на основании нормативов накопления ТКО;
  • если собственники сортируют свои ТКО, расчет производится на основании объема вывезенных контейнеров.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае:

  • утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО;
  • фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом такого субъекта видам отходов;
  • складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

Как уменьшить плату по договору с РО

Перерасчет платы по договору с РО можно произвести, если собственник или члены его семьи временно или постоянно не проживают в жилом помещении, а также длительно, больше 5 полных последовательных календарных дней, не появлялись дома. Для этого необходимо подать заявление на перерасчет и ряд подтверждающих документов, перечень которых есть в п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг.

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются (п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг):

  • в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
  • в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

Законом также предусмотрены льготы по оплате вывоза мусора для семей с низкими доходами (малоимущих). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

***

Обращение с ТКО в частном секторе имеет ряд особенностей по сравнению с аналогичными отношениями РО и собственников ТКО — жителей многоквартирных домов и их представителей. В остальном же проведенная реформа направлена на улучшение качества оказываемых услуг по вывозу мусора.

Более подробная информация по теме — в статьях «Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать» и «Как оформить оказание услуг по сбору и вывозу ТБО?».

Источники:
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Комментировать 8
Назад Вперед
Комментарии
08 июля 2020
Постоянная ссылка
Имею в собственности дом в частном секторе, но там никто не зарегистрирован и не проживает. Квитанции на оплату за обращение с ТКО приходят ежемесячно. Контейнерная площадка для сбора ТКО размещена на расстоянии 250 м от жилого дома. Обращался к РО и в местную администрацию с просьбой привести размещение площадки ТКО в соответствие с требованиями п. 8.2.5 САНПИН 2.1.2.2645-10, который указывает "Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м". В ответах РО и администрация МО "футболят" друг к другу. РО - об улучшении размещения площадки ТКО обращайтесь в администрацию МО, МО - вы имеете право отказаться от оплаты за обращение с ТКО, направив в РО копию договора на обращение с ТКО с РО по месту постоянного проживания. Раз в год приезжаю и провожу уборку территории частного дома, но перемещать накопленный ТКО на расстояние 250 м уже не имею физической возможности . Обязана администрация МО выполнять требования п. 8.2.5 САНПИН 2.1.2.2645-10? Как добиться выполнения этого?
Ответить
Вчера
Постоянная ссылка

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Исходя из анализа действующего законодательства контейнеры и бункеры могут приобретаться: органами местного самоуправления; собственниками помещений в многоквартирном доме (не ваш случай);  региональными операторами. Учитывая, что обращения в органы местного самоуправления и к региональному оператору не привели к успеху, рекомендуем Вам написать жалолобу в прокуратуру. Предлагаем Вам воспользоваться образом, приведенным в нашей статье Образец написания жалобы и заявления в прокуратуру

 

Ответить
11 февраля 2020
Постоянная ссылка
Проживаем в частном секторе, имеется контейнер. За 2019 год вывозили мусор 3 раза и оплатил за 3 вывоза, а счета идут каждый месяц. Обязан ли я платить за каждый месяц? Услуга за остальные месяцы не оказывалась или они каждый месяц должны приезжать и вывозить мусор?
Ответить
14 февраля 2020
Постоянная ссылка
Если квитанция об оплате за услугу по вывозу мусора пришла, а вывоз мусора региональным оператором в этот период не осуществлялся, Вы вправе обратиться к нему с соответствующей претензией для перерасчета платы за вывоз мусора.
Согласно п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном порядке и при наличии оснований перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Если же Вы просто не воспользовались оказываемой услугой, (машина приезжала, но Вы не выкидывали мусор), то это не является основанием для перерасчета платы.
Ответить
06 февраля 2020
Постоянная ссылка
Почему я должна оплатить если услуга не была представлена в честичной - полном объёме так как не было никаких контейнеров в течение 2019 года и вывоз мусора осуществлялся мной?
Ответить
14 февраля 2020
Постоянная ссылка
Безусловно, Вы не должны оплачивать те услуги, которые Вам фактически не предоставлялись. Если региональным оператором вывоз мусора никак не организован (не установлены контейнеры, не приезжает на регулярной основе машина и т. д.), а квитанции приходят, то Вы вправе обратиться к нему с соответствующей претензией для перерасчета платы за вывоз мусора.
Согласно п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном порядке и при наличии оснований перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Если же Вы просто не воспользовались оказываемой услугой (машина приезжала, но Вы не выкидывали мусор), то это не является основанием для перерасчета платы.
Ответить
04 ноября 2019
Постоянная ссылка
Вывоз мусора осуществляется самостоятельно мной. Не оплачивали ни разу. Договора в глаза не видел. Живу в частном доме. Должен ли я платить?
Ответить
16 ноября 2019
Постоянная ссылка

Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. В соответствии с Правилами обращения с ТКО (утв. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора. Тем не менее, размер платы может быть изменен (плата может быть исключена) в порядке, предусмотренном разделом IX Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) при непредоставлении коммунальной услуги. 

Ответить
Оставить комментарий
Отправить