Об особенностях новой системы обращения с твердыми бытовыми отходами смотрите видео:
Мусорная реформа – в чем суть?
Мусорная реформа в России началась 2 года назад (п.2 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений...» № 503-ФЗ).
Кратко суть мусорной реформы можно обозначить таким образом:
- передача полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на региональный уровень;
- выделение самостоятельной услуги по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных;
- изменение схемы обращения с ТКО;
- обязательное привлечение единого регионального оператора в качестве исполнителя;
- изменение схемы формирования платежей за вывоз и сортировку ТКО.
Обратите внимание! Плату за обращение с ТКО теперь будут обязаны осуществлять все, кто их производит, в т.ч. жители многоквартирных домов, собственники нежилых помещений, жители частного сектора, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.
Где мусорная реформа началась, а где отложена?
Реализация вышеперечисленных новшеств ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее—закон № 89-ФЗ) по факту не отложена, равно как нет и предпосылок к отмене мусорной реформы. Однако ряду субъектов РФ при определенных условиях разрешено перенести сроки перехода к новой системе обращения с ТКО.
Перечислим основные положения ФЗ «О внесении изменений...» от 25.12.2018 № 483-ФЗ, согласно которым городами федерального значения и регионами может быть использована названная отсрочка:
- Москва, Санкт-Петербург и Севастополь наделены правом не применять положения закона №89-ФЗ, касающиеся вопроса обращения с ТКО, до 01.01.2022. В указанные сроки органы исполнительной власти перечисленных городов федерального значения определяют политику обращения с ТКО, а плата за вывоз и утилизацию данных отходов включается в плату за содержание жилого фонда. Таким образом, для Севастополя, Санкт-Петербурга и Москвы мусорная реформа с 1 января 2019 не начиналась в указанной части — фактически она отложена на срок до 3 лет;
- если на территории субъекта РФ не представляется возможным выбрать или назначить (в установленных законом случаях) единого регионального оператора по обращению с ТКО, то в таком регионе допустимо не применять перечисленные положения ФЗ о мусорной реформе до 01.01.2020. В этот переходный период политику обращения с ТКО определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.
Обратите внимание! Если объект для размещения ТКО, введенный в эксплуатацию в срок до 01.01.2019, не имеет всей необходимой документации, то такой объект все равно может быть использован в переходный период до 01.01.2023 года для данных целей (при наличии положительного заключения контролирующих органов).
Кто будет отвечать за вывоз и утилизацию ТКО?
Начиная с 01.01.2019, в соответствии с положениями новой мусорной реформы, в регионах выбираются единые региональные операторы — организации, ответственные за вывоз и утилизацию ТКО в рамках заключенных с собственниками ТКО договоров.
Обратите внимание! Выбор единого регионального оператора для каждого конкретного субъекта РФ производится на основании конкурсного отбора, организуемого и проводимого органами исполнительной власти субъекта РФ (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ).
Такой конкурсный отбор осуществляется в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881.
Рекомендуем! Если в регионе конкурс по определению регионального оператора признан несостоявшимся или избранная организация досрочно прекратила свою деятельность (в т.ч. отказалась от исполнения данной функции), уполномоченный орган власти субъекта РФ имеет право заключить упомянутый договор без проведения конкурса. На вывоз мусора по такому договору можно уполномочить только с организацию, соответствующую требованиям закона к региональным операторам. В роли регионального оператора по обращению с ТКО могут выступить также МУПы или ГУПы, имеющие необходимые лицензии (ФЗ «О внесении изменений...» от 25.12.2018 № 483-ФЗ).
Привлечение региональных операторов при реализации схемы обращения с ТКО вовсе не ново как факт. Однако со временем количество таких организаций выросло настолько, что осуществлять эффективное управление и контроль такого количества региональных операторов стало затруднительно. По этой причине мусорная реформа помимо прочего ограничивает количество региональных операторов для каждого субъекта РФ.
Сколько нужно платить – тарифы и отдельная строка в платежке
Пожалуй, наиболее обсуждаемыми и спорными стали новости мусорной реформы, связанные с изменением тарифов для физических лиц за вывоз и утилизацию мусора.
Так, с января 2019 года названный тариф указывается отдельной строкой в квитанции на оплату услуг ЖКХ. Напомним: ранее, до начала реализации мусорной реформы в России, тариф был включен в строку «Содержание и ремонт жилья». Услуга по вывозу и утилизации ТКО относилась к категории «жилищных», обязанности по ее предоставлению были возложены на муниципальные власти.
Обратите внимание! В каждом субъекте РФ с января 2019 года устанавливаются свои нормативы накопления мусора для жилых помещений и для прочих категорий потребителей (например, административных и офисных учреждений, магазинов, учебных заведений и т.д.) Исходя из них, региональные власти утверждают либо единый тариф регионального оператора, либо несколько тарифов регионального оператора по видам услуг. Раньше тариф на вывоз отходов не регулировался властями.
При определении нормативов должны быть использованы положения (помимо закона №89-ФЗ):
- Правил коммерческого учета..., утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505;
- Методических рекомендаций..., утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр;
- Правил предоставления коммунальных услуг..., утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1));
- письма ФАС России от 27.07.2018 №ВК/58887/18 «О направлении информации...»;
- распоряжений и положений регионального уровня о тарифной и ценовой политике, об оплате потребителями услуг по обращению с ТКО и др.
Рекомендуем! Можно ли не платить за вывоз и утилизацию ТКО или уменьшить платеж? Ответ на этот вопрос читатель сможет найти в нашей статье «Мусорная реформа с 1 января».
Одной из наиболее острых проблем, возникшей в рамках мусорной реформы, стала проблема неплатежей. По этому поводу успела сформироваться судебная практика, подборку которой предлагает КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к КонсультантПлюс, то вы можете оформить ее бесплатно прямо сейчас.
В чем состоят особенности мусорной реформы на селе и в частном секторе?
Мусорная реформа в сельской местности по схеме реализации мало чем будет отличаться от схемы исполнения новых требований закона №89-ФЗ на городских территориях. Мусорная реформа для частного сектора и в местностях, относимых к сельским, точно так же предполагает заключение собственниками жилых домов и иных групп потребителей услуг по вывозу и утилизации ТКО договора с единым региональным оператором, такие услуги предоставляющем.
Обратите внимание! Это относится и к владельцам частных домов на любых территориях, в т.ч. домов на садовых участках, в которых в силу нового ФЗ «О ведении гражданами садоводства…» от 29.07.2019 №217-ФЗ с этого года можно регистрироваться по месту жительства (более подробно об этом – в нашей статье «Новый закон о дачах: что ждет садоводов?»). Если в силу предписаний упомянутого закона объект и на огородном участке признан жилым, то требования закона №89-ФЗ также применяются.
Главной особенностью реформы именно для сельской местности на данный момент можно обозначить разницу в тарифах для города и для сельских поселений. Так, мусорная реформа для частного дома предполагает пониженный тариф вне зависимости от того, на основе каких показателей он будет исчисляться: площади жилого помещения (а площадь частного дома обычно больше площади городской квартиры) или числа проживающих в помещении лиц.
О раздельном сборе мусора в Подмосковье можно посмотреть видео:
Какие проблемы возникают при реализации мусорной реформы?
Среди проблем реализации данной реформы главной является техническая и законодательная неподготовленность большинства регионов к новеллам закона № 89-ФЗ.
Во-первых, изменения в закон № 89-ФЗ внесены «с запасом» — предусмотрена возможность введения таких правил как, например, сортировка отходов, которая повсеместно не осуществляется.
Правом обязать собственников отходов осуществлять сортировку мусора и оборудовать площадки для мусора раздельными емкостями под разные виды ТКО наделены региональные власти.
Некоторые регионы уже ввели императивное правило о сортировке ТКО (см., например, «Временный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», утв. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 № 159-РМ)
Во-вторых, не все регионы к установленным срокам определились с тарифами на вывоз и утилизацию ТКО, а также правилами их расчета — исходя из площади жилого помещения или исходя из количества проживающих там лиц.
Так, например, в Тюменской области:
- избран единый региональный оператор;
- установлены правила исчисления оплаты услуг по обращению с ТКО (см. распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 №623/01-21), однако на момент публикации статьи они пересматриваются;
- для расчета размера оплаты услуг по вывозу и утилизации ТКО принята площадь жилого помещения, а не число проживающих в помещении граждан (как во многих других регионах).
В Вологодской области утверждены 2 региональных оператора и единый тариф на обращение с ТКО и т.д.
Кроме того, не в каждом регионе существуют организации, удовлетворяющие установленным законом требованиям к региональному оператору по вывозу и утилизации ТКО.
Вывод! В целом можно сказать, что мусорная реформа в регионах реализуется неодинаковыми темпами.
***
Итак, мы рассмотрели важнейшие новеллы, связанные с реализацией мусорной реформы с 1 января 2019 года в России. Для большинства граждан ее проведение ассоциируется, прежде всего, с изменением порядка расчета платы за предоставление услуги по вывозу и утилизации ТБО. Отметим также, что данную услугу в каждом регионе будет предоставлять единый региональный оператор. В целом вопрос определения политики обращения с ТБО передан на уровень субъекта РФ. Сроки реализации реформы могут быть перенесены по установленным законом основаниям.
И еще о мусорной реформе на нашем сайте:
Собственник не прописан в квартире, а у родителей. Мусорная компания требует оплаты с человека по месту прописки и купленную квартиру - двойной тариф, а сам хозяин не живёт ни по месту прописки, ни в своей квартире, так как здесь не трудоустроиться. Как нам следует поступить? Саратовская область, Красноармейск. Родители
Плата за услугу по вывозу мусора должна учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим). Для получения компенсации рекомендуем Вам обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства. Возможно Вам будет также интересна наша статья Порядок вывоза мусора из частного сектора
К сожалению, эта обязанность не ставится в зависимость от того, сколько реально мусора производит собственник и производит ли вообще. Предполагается, что любое проживающее в жилом помещении лицо в процессе своей жизнедеятельности производит отходы, требующие вывоза.
Действительно, одним из принципов российского гражданского права является свобода договора, в том числе, право отказаться от его заключения. Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, понуждение к заключению договора не допускается. Между тем, этим же пунктом устанавливается исключение из правила: обязанность заключить договор может быть предусмотрена Гражданским кодексом, иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством.
Так, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого данные отходы образуются и находятся места их накопления.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Это как раз те самые исключения из правила.
К сожалению, договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить и оплачивать все собственники жилых домов или их частей (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ).
РФ от 09.04.2016 №284 "Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров,
группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации,
уплачиваемого производителями товаров, импортёрами товаров, которые не
обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
(экологического сбора)
от 31.10.2018 №1293
"О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации
от 9 апреля 2016г. №284"
Из чего следует вывод, что за утилизацию, а значит и вывоз тко, уже давно оплачено и платится как "экологического сбор". Это прямая обязанность государства и оно на это должно
выделять денежные средства из федерального бюджета, которые незаконно
пытается вернуть с граждан.
Согласно ст. 24.5 Федерального закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор представляет собой неналоговый доход федерального бюджета РФ. Плата за ТКО, согласно Жилишному кодексу РФ, относится к категории коммунальных услуг. Увы, законодатель посчитал необходимым введение двойной материальной ответственности за утилизацию отходов жизнедеятельности человека как для производителя товаров (да, мы понимаем, что переносит свои расходы в стоимость товара), так и для их потребителей.
В соответствии с п. 93 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" перерасчет платы за ТКО может быть произведен при предоставлении заявления и документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, например, документа органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания. Вы вправе произвести временную регистрацию Вашей знакомой в комнате. Тогда по месту своей прописки она сможет произвести перерасчет платы за ТКО.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого данные отходы образуются и находятся места их накопления.
Так называемая "мусорная реформа" начилась с принятия высшим законодательным органом - Федеральным собранием Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Региональным властям было поручено определиться с региональными операторами и сформировать тарифы на вывоз мусора.
Верховный Суд РФ (Решение № АКПИ19-128 от 29.04.2019 г.) подтвердил право собственников домовладений заключать договор с оператором по обращению с ТКО напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). К сожалению раздельный сбор, а что важнее - вывоз и раздельная утилизация ТКО не является в настоящее время обязательной. Разработка и утверждение порядка накопления (в том числе и раздельного накопления) ТКО относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории населенных мест", определяющий общие требования к сбору ТКО в местах (площадках) их накопления, санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления и периодичности вывоза отходов, собранных раздельно, также не устанавливает.
Утилизационный сбор предусмотрен за транспортные средства изготовливаемые или ввозимые в РФ (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Ст. 24.5 названного закона установлен экологический сбор для производителей и импортеров товаров, а также упаковок товаров согласно перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р
Квитанции от мусооного оператора не приходят. За что я должен платить?
Услуга мне не может быть оказана, т.к. я не имею мусора в доме, где нет света, потому что меня там нет.
по Информации Минприроды России "Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)" в соответствии с Жилищным кодексом, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. При этом можно сделать перерасчет. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. Также перерасчет возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.
Наш поселок без подъездной дороги. Ее даже не собираются прокладывать. Летом после дождей проезд затруднен. А зимой мы вообще отрезаны от цивилизации. . Каким же циником надо быть , чтобы , зная , ЧТО УСЛУГА по ВЫВОЗУ МУСОРА заведомо невыполнима, все слать и слать нам счета ( за ЧТО?) Еще настораживает вот что. Наша деревня /поселок чистая и ухоженная. Никогда не было никаких контейнеров. Мусор забираем с собой в город, что-то сжигаем. Вызываем мусорный контейнер для строительного и крупногабаритного мусора. А теперь представим, если нам все-таки завезут контейнеры. Как я понял из сообщений других пользователей, мусорные контейнеры вывозят нерегулярно или вообще не вывозят. Значит, будут КРЫСЫ и т п ВОПРОС. ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НАДО в таком виде?? Сначала даешь мусороперерабатывающие заводы, потом дороги, далее контейнеры и уже потом счета по норм расценкам ( по факту выполненных работ)
Странно как-то автор подстегивает садоводческие товарищества к этой теме.
В законах идет речь о "хозяйствующих субъектах", к которым СНТ, как "производители мусора" не относятся по определению. В законах речь идет о "собственниках мусора", у СНТ "собственного" мусора нет. "Собственниками" мусора являются садоводы. А вот как они передадут свое право собственности на мусор Товариществу пока никем законодательно не определено. И теперь о главном "проколе". Во всех современных новеллах про мусор речи не идет. Говорится о ТКО. А по определению закона ТКО "рождается" в жилых помещениях, а не в сараях садоводов. Поэтому под реформу подпадают не саловодства и не садоводы, а владельцы "жилых" (читай - зарегистрированных домов в СНТ! Вот в чем казусы!
Имею в собственности две квартиры расположенные в одном жилом доме. Проживаю и прописана в одной из них. Во второй никто не прописан и не проживает уже 15 лет. пришла задолженность за эту квартиру с июля 2019 по декабрь 2020. Получается я должна оплачивать за себя по двум адресам? Ведь мусором же я пользуюсь только по одному адресу. Квартира стоит закрытая, квартиранты никогда не проживали.
В соответствии с п. 91 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе за ТКО осуществляется на основании письменного заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Вместе с заявлением необходимо представить документы, подтверждающие временное отсутствие. Обращаем также Ваше вниание на то, что перерасчет осуществляется за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев период временного отсутствия продолжается необходимо подать новое заявление о продлении периода отсутствия.
Согласно п. 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 плата за ТКО устанавливается органом государственной власти субъекта РФ. Плата может быть установлена исходя из общей площади жилого помещения, либо по количеству проживающих лиц.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 (в ред. от 15.09.2018) "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов". Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов, если такие полномочия предусметрены законом субъекта РФ. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении разных территорий, категорий потребителей, категорий объектов и др.
Порядок оплаты ТКО устанавливают региональные власти (исходя из общей площади жилого помещения или по количеству граждан постоянно и временно проживающих). Если размер платы за ТКО необоснованно велик, то рекомендуем Вам прежде всего уточнить верны ли сведения, которые использует регоператор. Имеют место случаи, когда регоператор, не владея информацией о точной площади жилого помещения, производит расчет исходя из максимально установленной площади.