Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Лесная реформа в 2021 году - какие ожидаются изменения

Изменения в лесном законодательстве с 2021 года усиливают контроль в данной сфере, создают механизм достоверного учета лесных ресурсов и прослеживаемости древесины. Расскажем об этих нововведениях, а также напомним о ключевых новеллах законодательства в предыдущие годы.

Важнейшие изменения в Лесном кодексе в 2021 году

04.02.2021 принят закон «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…» № 3-ФЗ (далее — закон № 3-ФЗ).

Законом предписаны достаточно существенные изменения в лесном хозяйстве в 2021 и последующие годы (вплоть до 2023-го). Основная тема изменений — оборот древесины, который предполагается отслеживать путем многочисленных мер — от специальной ФГИС до внезапных проверок деревообрабатывающих производств.

В частности:

  • Создается федеральная государственная информационная система лесного комплекса для ведения лесного реестра. Цель — обеспечение полной прослеживаемости движения лесоматериалов.
  • Транспортировка дерева и продукции его переработки будет допускаться только при наличии электронного сопроводительного документа (есть исключения, например если дерево приобрели на розничном рынке).
  • Складирование и переработка лесоматериалов будут разрешаться только на внесенных в реестр объектах.
  • Урегулированы вопросы сделок с лесоматериалами.
  • При внеплановых выездных проверках, касающихся контроля за древесиной, предварительное уведомление проверяемого не требуется.
  • Предусмотрено проведение административного обследования лесов.

Обратите внимание! Также ожидается, что Правительство РФ примет Положение о госнадзоре в сфере оборота древесины.

Далее раскроем отдельные нововведения и расскажем, какие установлены особенности их применения в переходный период 2021–2023 годов.

Открытость информации о лесах

Изменения в лесном законодательстве с 2021 года затронули вопросы доступности информации о лесах:

  • Изначальная редакция норм об информации предусматривала, что данные о лесах проводятся на сайтах госорганов и муниципалитетов, полномочиях которых касаются охраны и воспроизводства лесов.
  • Вся информация будет размещена на едином сайте. Будет представлена публичная лесная карта, которая ведется в электронной форме. При этом воспользоваться ресурсом сможет любой желающий бесплатно и без необходимости подачи запроса.

Обратите внимание! В полном объеме эти нововведения заработают с 01.01.2023.

Государственный лесной реестр

Законом № 200-ФЗ Лесной кодекс РФ с изменениями дополняется главой 10.1 «Государственный лесной реестр». Глава начнет действовать с 01.01.2023.

В реестре будут, в частности, следующие данные:

  • о составе и границах земель лесного фонда;
  • особо защитных участках лесов;
  • основаниях использования лесов гражданами и юрлицами;
  • лицах, владеющих местами складирования дерева и объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  • лесных дорогах;
  • навигационная информация.

Создание государственной информационной системы лесного комплекса

Изменения в Лесном кодексе 2021 года предусматривают поэтапное создание государственной информационной системы лесного комплекса. Помимо указанной выше публичной карты с 01.01.2023 заработает следующее правило:

«Работы по сохранению лесов (кроме пожаротушения) будут подлежать обязательной фотофиксации с использованием программного обеспечения, которое позволит в некорректируемом виде, через спутник устанавливать координаты места и времени мероприятия».

Представление сведений оператору ЕГАИС учета древесины

Изменения в лесном законодательстве с 2021 года устанавливают обязанность представлять определенные данные оператору Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета древесины. Представить информацию обязаны лица:

  • владеющие местами (пунктами) складирования лесоматериалов;
  • владеющие объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Они должны направить следующие данные о себе:

  • юрлица: наименование, организационно-правовая форма, адрес, информация о госрегистрации, ИНН;
  • ИП: данные о госрегистрации в качестве ИП, фамилия, имя и отчество, данные паспорта, ИНН.

Обратите внимание! Также предоставляются данные об адресах мест складирования леса, объектов инфраструктуры, производственных мощностях таких объектов.

Важно! Документы нужно направить до 01.07.2021.

Данные подаются в электронном виде. Документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Способы подачи:

  • размещение в ЕГАИС учета древесины;
  • направление по интернету в уполномоченные органы, в том числе через портал «Госуслуги».

Что нужно, чтобы размещать сведения в ЕГАИС учета древесины

Для работы с ЕГАИС необходимо:

  • организовать автоматизированное рабочее место для мастер-пользователя (нужно использовать один из браузеров — Chrome 38, Firefox 33, Internet Explorer 10, Safari 7 — или более свежие версии перечисленных браузеров);
  • зарегистрироваться, заполнив все поля формы (доступ к системе будет получен не сразу, через минуту после заполнения формы, а через несколько дней, после проверки оператором ЕГАИС введенных данных);Лесная реформа в 2021 году - какие ожидаются изменения
  • учитывая, что на каждую организацию полагается только один аккаунт мастер-пользователя, при необходимости создать учетные записи для других сотрудников, используя меню «Пользователи».

Особые сроки внесения изменений в декларацию о сделках с древесиной

Изменения в лесном законодательстве затронули сроки корректировки декларации о сделках с лесоматериалами.

Обратите внимание! Особые правила установлены на период с 04.02.2021 по 01.01.2023.

В этот период корректировка декларации в части фактического объема транспортировки леса допускается в срок:

  • не позднее 1 рабочего дня до дня транспортировки;
  • не позднее 1 дня, предшествующего дню подачи таможенной декларации, если товар подлежит таможенному контролю.

Последствия отсутствия в ЕГАИС обязательных сведений

Если обязательные документы отсутствуют, то внесение иных сведений в систему не допускается. То же самое правило действует в случае несоответствий, выявленных в документации.

Указанное правило будет действовать до 01.01.2023.

Ограничения на сделки и другие действия с древесиной

Согласно изменениям в лесном хозяйстве в 2021 году установлены новые запреты:

  • на сделки с древесиной;
  • оформление сопроводительных документов;
  • транспортировку леса;
  • его вывоз из России.

Эти действия не допускаются, если:

  • объем лесоматериалов по документам превышает объем, учтенный у собственника в ЕГАИС;
  • видовой (породный) или сортиментный состав по документам не соответствует тому, который указан в ЕГАИС.

Запрет уже действует. Он установлен на срок до 01.01.2023.

Изменения в Лесном кодексе и временные особенности их применения

Изменения в Лесном кодексе в 2021 году затронули, в частности:

  • учет древесины и продукции ее переработки;
  • положения о складах лесоматериалов;
  • производство продукции переработки леса.

Вместе с тем на период с 01.07.2021 по 01.01.2023 установлены особенности применения новых правил. В этот период:

  1. Древесина (за некоторыми исключениями, например кроме заготовленной гражданами для собственных нужд) после вывоза с лесосеки должна храниться в местах, включенных в ЕГАИС. То же самое в отношении переработки: она может производиться только на учтенных в системе объектах.
  2. Вопросы о складах должны решаться согласно порядку, установленному Правительством РФ (правило действует с 01.01.2022).
  3. Не применяются требования о формировании электронного сопроводительного документа, ряда отчетов и оформления сделок с использованием государственного реестра.
  4. С 01.01.2022 электронный сопроводительный документ и отчет об использовании лесов для заготовки формируются с использованием ЕГАИС.
  5. С 01.07.2021 по 01.01.2022 отчет о ввезенном на склад и вывезенном со склада дереве, а также отчет о лесоматериалах представляются через портал «Госуслуги» или Единую государственную систему учета.
  6. С 01.01.2022 указанные выше отчеты формируются с использованием ЕГАИС.
  7. До 01.01.2023 не применяется требование о том, что транспортировка дерева автомобильным транспортом допускается, если такой транспорт оборудован техсредствами контроля.

Особенности предоставления деклараций и отчетов

Законом «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ…» № 3-ФЗ установлено, что с 01.07.2021 по 01.01.2023 исключительно в электронной форме через «Госуслуги» или Единую государственную систему подаются декларации, акты лесопатологического обследования, а также отчеты:

  • об использовании лесов;
  • охране лесов от пожаров;
  • защите лесов и воспроизводстве лесов, лесоразведении;
  • охране лесов от загрязнения.

Внесение изменений в Лесной кодекс в 2018-2020 годах

Напомним, что внесение изменений в Лесной кодекс РФ в 2018 году оформлено законами:

  • от 03.08.2018 № 340-ФЗ;
  • от 03.08.2018 № 341-ФЗ;
  • от 18.04.2018 № 77-ФЗ;
  • от 04.06.2018 № 148-ФЗ и др.

Лесная реформа разделена на стадии, реализация которых уже начата в 2018 году и завершена в середине 2019-го. Разделение реформирования действующего лесного законодательства на этапы обусловлено необходимостью проведения сопутствующих мероприятий для надлежащего исполнения предписаний обновленного закона.

Обратите внимание! В числе таких мероприятий — создание типового договора безвозмездного пользования лесным участком, подготовка базы для изменения категорий земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, а также проведение мероприятий по проектированию лесничеств.

Что изменилось с 1 января 2019 года: право бесплатно собирать валежник и другие новеллы

С 01.01.2019 вступили в силу следующие изменения в Лесной кодекс РФ (далее — ЛК РФ):

  1. В перечень недревесных лесных ресурсов законом от 18.04.2018 № 77-ФЗ добавлен валежник (п. 2 ст. 32 ЛК РФ).

    Обратите внимание! На практике признание валежника (сухостоя, буреломных деревьев) недревесным ресурсом означает, что его можно заготавливать без договора. Например, насобирать веток для камина на даче (раньше бездоговорной сбор валежника был административным правонарушением).Введен обновленный принцип лесного законодательства по сохранению лесов, в который включена их охрана, защита, воспроизводство, лесоразведение (п. 5 ст. 1 ЛК РФ).

  2. Лесное законодательство теперь также регулирует отношения в области лесоразведения (п. 1 ст. 3 ЛК РФ).
  3. Установлены параметры определения ширины просек (от 10 до 100 метров), создаваемых в целях предотвращения лесных пожаров (п. 2.1 ст. 53.1 ЛК РФ).
  4. Определяются цели лесовосстановления (ст. 62 ЛК РФ) — восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранение их полезных функций и биологического разнообразия.
  5. Введена ст. 63.1 ЛК РФ, регулирующая особенности лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц. Так, не позднее 1 года после вырубки или изменения целевого назначения лесного участка лица, использующие его, обязаны провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях соответствующего субъекта Федерации в объемах, равных вырубленному / переведенному в иную категорию участку.

Вывод. ЛК РФ корректируется с целью более подробного регулирования защиты лесов и их восстановления.

Передача отдельных полномочий РФ органам региональной власти

 С 01.01.2019 изменению подверглись также полномочия органов госвласти субъектов РФ в области лесных отношений.

Так, ст. 83 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой устанавливается специальный порядок контроля федеральными органами госвласти за исполнением полномочий, переданных региональным органам.

Например, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства вправе давать руководителям субъектов РФ обязательные для исполнения указания в рамках переданных им полномочий. Эти полномочия имеют особое значение в случае, когда требуется координация действий органов госвласти нескольких субъектов РФ.

Помимо разработки правил лесоразведения и лесовосстановления органы госвласти теперь также должны устанавливать составы проектов в области лесоразведения и лесовосстановления и порядок их разработки (пп. 21, 22 ст. 81).

Вывод. Регионам делегируются разнообразные полномочия в области лесоразведения и лесовосстановления, однако под контролем федерального центра.

Что изменилось с 1 июня 2019 года

 С 01.06.2019 вступили в силу следующие изменения в ЛК РФ:

  1. Изменен порядок предоставления лесных участков в безвозмездное пользование (ст. 9, 74.2–74.4 ЛК РФ), в связи с чем дополнен перечень полномочий органов госвласти РФ в области лесных отношений (они смогут утверждать типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, см. п. 29.1 ст. 81 ЛК РФ).
  2. Договор безвозмездного пользования лесным участком детально урегулирован. Срок для государственного или муниципального участка — максимум 5 лет, торги не ведутся. Передать землю можно при отсутствии сведений о пользователе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

 Отношения сторон по заключенному договору безвозмездного пользования лесным участком регулируют положения гражданского законодательства, Земельного кодекса и ЛК РФ.

Обратите внимание! Безвозмездное пользование лесными участками возможно только в отдельных случаях, например для пчеловодства (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ). Для других целей придется заключать договор аренды лесного участка.

Новшества с 1 июля 2019 года

 С 01.07.2019 вступили в силу следующие изменения в ЛК РФ:

  1. Лесопарки больше не являются единицей управления в области лесопользования. Вместо них введено понятие участковых лесничеств как составной части лесничеств (ст. 23 ЛК РФ). При этом границы участковых лесничеств служат для определения границ земель лесного фонда (п. 4 ст. 6.1 ЛК РФ).
  2. Скорректирован порядок создания лесничеств. Обязательное приложение к решению о создании лесничеств, в том числе участковых лесничеств, — текстовое и графическое описание местоположения их границ, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ст. 68.1 ЛК РФ). Также установлен порядок действий, необходимых в процессе проектирования лесничеств.
  3. Деление лесов по территориальной принадлежности скорректировано законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ: леса лесного фонда, состоящие из лесных и нелесных земель (ст. 6.1 ЛК РФ), и леса вне лесного фонда. Ко вторым относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий. При этом после завершения использования лесов обороны и безопасности они переводятся в состав лесного фонда и при необходимости подлежат рекультивации.

С чего началась лесная реформа

Напомним, что лесная реформа началась в 2018 году.

Так, с 01.09.2018 вступила в силу новая гл. V.7 Земельного кодекса РФ, согласно которой органы власти вправе разрешить ряду лиц использовать любой земельный участок на условиях публичного сервитута. В связи с этим в ЛК РФ внесены дополнения, соотносящие публичный сервитут с иными основаниями использования лесов.

Примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом выросли коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и площади находящегося в федеральной собственности лесного участка (постановление Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363).

Узнать точно нужную ставку за единицу объема лесных ресурсов, в зависимости от лесотаксового района, можно в системе КонсультантПлюс: подключайте бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Кроме того, с 04.08.2018 ст. 96 ЛК РФ, регулирующая федеральный государственный лесной надзор и охрану, дополнена (закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ) п. 7 следующего содержания: при выявлении в ходе проверки объектов капитального строительства в не положенном для этого месте, проверяющий в пятидневный срок со дня окончания проверки уведомляет местные органы власти о выявлении самовольной постройки и прикладывает подтверждающие документы. Дальнейшая судьба самостроя решается по правилам ст. 222 Гражданского кодекса РФ: согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ орган местного самоуправления принимает решение о сносе строения в срок от 3 до 12 месяцев.

***

Итак, мы рассмотрели, какие изменения произойдут в лесном хозяйстве в 2021 году, а также что уже сделано в предыдущие годы. Проведенная реформа призвана усовершенствовать лесное законодательство, привести его в соответствие с обновленным смежным законодательством и уточнить, а в некоторой степени и кардинально изменить процесс лесопользования. Предполагаем, что на этом процесс модернизации лесного законодательства не прекратится.

Полезная ссылка: Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней.

Источники:
закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» от 04.02.2021 № 3-ФЗ
Комментировать 2
Назад Вперед
Комментарии
09 мая 2019
Постоянная ссылка
Здорово! Прописана в квартире и имею дом ,плачу за ТБО ежемесячно по квитанции в квартире, теперь пришла квитанция по дому, контейнеров в деревни нет, мусор никогда не вывозился(сами вывозим в контейнеры у нашего МКД, за который оплачиваем). Получается двойной сбор,по квартире платим больше 500 руб или у нас двойные правила, побольше бы содрать с людей. Полный бес предел.
Ответить
22 июля 2019
Постоянная ссылка

Создание и содержание контейнерных площадок относится к полномочиям органов местного самоуправления. Обратитесь к ним с обращением о решении этого вопроса. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с регоператором. Если у собственника несколько квартир или домов, то он, согласно действующему законодательству, должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. По оплате ТКО можно сделать перерасчет, если тариф устанавливается исходя из количества проживающих. К сожалению, при начислении платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. 

Ответить
Оставить комментарий
Отправить